Декларируемая цель саудовских авиаударов по Йемену – выдавить шиитских ополченцев с занимаемых ими авиабаз и уничтожение всей остающейся в этой южноаравийской стране военной авиации.
Саудовский бригадный генерал Ахмед бин Хасан Асири заявил, что воздушные удары будут наносится по имеющимся у йеменских повстанцев ракетам «Скад». Хотя в Эр-Рияде утверждают, что большинство пусковых площадок этих ракет уже разрушены, у хуситов в распоряжении может оставаться еще много этих ракет.
Шиитских повстанцев поддерживают армейские части, лояльные прежнему президенту страны Салеху (шииту по вероисповеданию), отстраненному от власти в 2012 году в ходе событий «арабской весны». Сам экс-президент Салех обратился по телевидению к Лиге арабских государств с призывом решить конфликт мирным путем: «Проблема не может быть разрешена авиаударами».
Хуситам удалось, судя по приходящим из Йемена сообщениям, сбить два саудовских самолета, причем двух сбитых пилотов с F-15 в Аденском заливе подобрали американские военные вертолеты.
ООН эвакуирует свой персонал из охваченного войной Йемена, ряд стран пытается вывезти из страны своих граждан. Трудность состоит в том, что аэропорты повреждены бомбардировками. Самолеты арабской коалиции разбомбили, в частности, международный аэропорт Саны, удар нанесен и по взлетно-посадочной полосе.
Выступая на межарабском саммите в египетском Шарм-аш-Шейхе, президент Абедраббо Мансур Хади, бежавший под ударами хуситских ополченцев из страны, в открытую обвинил Тегеран в том, что Исламская Республика стоит за действиями йеменских хуситов. Президент Хади призвал своих зарубежных союзников продолжать наносить удары по шиитским повстанцам, которых он назвал иранскими «марионетками».
Иранцы же, как и хуситы, опровергают заявления о том, что Тегеран поставляет оружие боевиками в Йемен, хотя и признают факт оказания гуманитарной и иной помощи. Как дал понять иранский президент Роухани, его страна помогает шиитским повстанцам в борьбе против суннитских экстремистов типа «Исламского государства»: «Вы можете видеть, что сила, способная помочь людям в Ираке, Сирии, Ливане и Йемене против террористических группировок – это Исламская Республика Иран».
Россия пока ограничивается призывом ко всем сторонам конфликта «отказаться от продолжения боевых действий во имя сохранения единства, суверенитета и территориальной целостности Йеменской Республики через налаживание широкого диалога с участием всех политических и конфессиональных сил страны». Москва пытается поддерживать контакты со всеми вовлеченными в кризис сторонами – и с правительством Хади, и с бывшим президентом Салехом, и с хуситами, и с внешними игроками (от арабских стран до Ирана).
При этом возникает беспокойство: не могут ли авиаудары коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией, по шиитским повстанцам негативно сказаться на переговорах по иранской ядерной проблеме? Вряд ли речь идет о непосредственном воздействии йеменского кризиса на переговоры между «шестеркой» и Тегераном (глава иранского МИД Мохамад Джавад Зариф заявил, что в Швейцарии на переговорах речь идет не о йеменских событиях), но факт, что происходящее в Йемене создает не самый лучший фон для какого-либо переговорного прогресса. Однако следует иметь в виду, что Саудовская Аравия – не менее, чем Израиль – желает сорвать возможность любой «ядерной сделки» мирового сообщества с Ираном, опасаясь, что ее геополитический соперник может хитростью обзавестись оружием массового уничтожения.
«Ближневосточная холодная война может стать горячей, пока Саудовская Аравия ведет дуэль с Ираном», – так озаглавлен материал о йеменских событиях в пакистанском издании Dawn. И оснований для опасений такого рода хватает.
Война в Йемене – очень показательный пример того, насколько запутанным выглядит клубок противоречий на Ближнем Востоке. Как и конфликт в Сирии, здешние события все больше напоминают «войну всех против всех». Самый очевидный пример: шиитские повстанцы-хуситы воюют и против сторонников беглого президента Хади, и против суннитских джихадистов из «Аль-Каиды на Аравийском полуострове», которая, в свою очередь, воюет против того же Хади. И в борьбе против той же «Аль-Каиды» могут совпасть интересы Саудовской Аравии и Ирана, которые, как считается, ведут между собой «опосредованную войну» и в Йемене, и в Сирии...