Повстанцы-хуситы сообщили, что саудовские самолеты нанесли удар по военной базе «Аль-Дулейми» в йеменской столице Сане. В свою очередь, шиитские ополченцы пытались вести по авиации противников огонь силами имеющихся у них средств ПВО.
Саудовский посол в США Абель аль-Джубер заявил, что Эр-Рияд провел консультации с Вашингтоном и другими своими союзниками – к новой коалиции присоединились девять стран (в том числе ОАЭ, Катар, Кувейт, Бахрейн), при этом американские военные в операции против хуситов не задействованы. Однако президент Обама поручил оказать логистическую и разведывательную поддержку военной операции под руководством Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива.
В среду президент Йемена Абед Раббо Мансур Хади, поддерживаемых американцами и саудовцами, вынужден был покинуть страну. Ранее он бежал из Саны, которую взяли под свой контроль боевики-хуситы, в свою очередь, пользующиеся иранской поддержкой. Теперь, когда под угрозой оказался Аден (бывшая столица Южного Йемена), главе государства пришлось бежать и отсюда.
То, что хуситам удалось фактически взять под контроль Сану, заставляет некоторых экспертов говорить о том, что уже четвертая столица в арабском мире попала под иранский контроль (три других – Бейрут, где сильно влияние проиранской шиитской «Хезболлы», Дамаск и Багдад). И в Эр-Рияде, который рассматривает Иран как своего одного из главных противников, не скрывают, что нынешние авиаудары призваны не дать хуситам захватить весь Йемен. А фактически, не дать ему перейти под контроль Тегерана. Некоторые наблюдатели расценивают конфликт в Йемене как «прокси-войну» между Саудовской Аравией и Ираном.
Теперь о том, кто такие хуситы. Это военизированная группировка шиитской секты зейдитов, действующая на территории Йемена и названная по её основателю и бывшему руководителю шейху Хусейну Аль-Хуси. В свою очередь, зейдиты – это приверженцы одной из умеренных шиитских сект, образовавшихся в VIII веке в Арабском халифате. Ее основателем стал внук третьего шиитского имама Хусейна — Зейд ибн Али. Зейдиты установили власть на части территории Йемена, где их имамы правили до революции 1962 года. Они составляют около половины населения Йемена (тогда как 52% – это приверженцы суннитского ислама). Несмотря на то, что зейдитов относят к шиитам, во многих вопросах их учение схоже с суннизмом. К слову, зейдитом был президент Йемена Салех, отстраненный от власти на фоне событий «арабской весны» (нынешний же глава государства Хади – суннит).
В 2004 году Хусейн Аль-Хуси выступил с резкой критикой в адрес президента и правительства Йемена, которые «продались Соединённым Штатам». Затем, провозгласив себя имамом и объявив о создании эмирата, Аль-Хуси укрылся в горах на севере страны. В ответ йеменские власти обвинили его «в распространении религиозных заблуждений, которые сеют межконфессиональную рознь и подрывают социальную безопасность в стране». Попытка ареста Аль-Хуси в июне 2004 года обернулась вооружённым столкновением правительственной армии с его сторонниками, которая привела к гражданской войне, в ходе которой Аль-Хуси был убит йеменской армией в сентябре того же года.
Проживающие на севере Йемена шииты требуют автономии. Власти же обвиняют зейдитских повстанцев в стремлении восстановить власть королевского семейства Зайди, которая была свергнута в 1962 году. Центром противостояния стала гористая провинция Са‘ада. Это противостояние вылилось в самый затяжной и кровавый конфликт на территории Йемена после гражданской войны 1994 года, принеся тысячи убитых, раненых и оставшихся без крова. В боях против хуситов помимо йеменской правительственной армии, которой помогали американские инструкторы, принимали участие саудовские военные, а также исламистские суннитские группировки (типа «Аль-Каиды на Аравийском полуострове»).
Несмотря на мощное противодействие сильных противников, к 2011 г. провинция Са‘ада почти целиком оказалась под контролем брата убитого лидера восстания — сейида Абдул-Малика Бадраддина аль-Хуси. А в сентябре прошлого года хуситским ополченцам удалось занять столицу страны, а также ряд других территорий.
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Виталий НАУМКИН, директор Института востоковедения РАН: «Насколько известно на данный момент, санкции ООН на вмешательство коалиции с Саудовской Аравии во главе не было. Судя по всему, это решение было принято в одностороннем порядке. Конечно, тут особая ситуация: свергнут легитимный президент. И в каком-то смысле это напоминает другие ситуации, например, украинскую. Так делать нельзя, но, с другой стороны, с точки зрения международного права, такое вмешательство нелегитимно. Когда Саудовская Аравия ввела войска в Бахрейн, когда там было восстание, легитимность определялась принадлежностью обеих стран к Совету сотрудничества арабских государств Залива, у них есть соответствующий договор, который позволяет это делать. А Йемен в это объединение не входит. Не знаю, санкционировала ли вмешательство Лига арабских государств, но поскольку в коалиции участвуют государства, которые не входят в ЛАГ (а именно Пакистан) это приобретает сомнительный характер. Велика ли вероятность наземной операции? Сомнительно: воевать там никому не хочется, йеменцы очень воинственный народ, это племенная страна, где очень трудно передвигаться. Речь может идти разве что о точечной высадке десанта, но только в том случае, если будет сильная поддержка изнутри, если значительная часть йеменской армии выступит на стороне тех, кто осуществляет внешнее вмешательство. Строить прогнозы насчет будущего этого конфликта сложно – многое зависит от реакции Ирана и от того, насколько хуситы пользуются народной поддержкой».