К негодованию лидеров ополченцев присоединился и руководитель МИД России Сергей Лавров. «Принятые Верховной радой постановления, обуславливающие введение особого статуса в Донбассе проведением выборов, являются попыткой поставить с ног на голову все предыдущие договоренности», — заявил он. Ведь своими поправками в закон Верховная рада определила, что особый статус «некоторые районы Донецкой и Луганской областей» получат лишь после проведения внеочередных выборов, проведенных по законам Украины. Понятно, что дело не в последовательности пунктов, это еще можно было бы принять, а в деталях, которые рушат суть, заложенную в Минских соглашениях от 12 февраля. Главное, на что были рассчитаны Минские договоренности, — проведение диалога между Киевом и сторонниками ДНР и ЛНР. Поэтому сразу после отвода тяжелых вооружений следовал пункт 4, который гласит: «В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона». Даже те, кто не очень внимательно следит за событиями на Украине, могли заметить: Киев никаких переговоров с Донбассом не вел. Не говоря уже о других необходимых пунктах договоренностей, как то: помилование и амнистия путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины, обеспечение безопасного доступа, доставки и распределения гуманитарной помощи, определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты... Что-нибудь из этих пунктов уже реализовано? Или хотя бы готовится на законодательном уровне? Нет и в помине.
Вместо этого Верховная рада вкупе с поправками в закон об особом статусе принимает документ о признании некоторых районов Донецкой и Луганской областей «оккупированными» территориями. И заявляет, что выборы там могут состояться только после того, как все «оккупанты» покинут эти земли, а в выборах будут участвовать зарегистрированные на Украине политические партии при активной агитации украинских СМИ. То есть если читать между строк, то особый статус эти районы получат лишь в том случае, если там не будет ополченцев и вообще представителей ДНР и ЛНР. Собственно, именно так сформулировал цели свежепринятых поправок в законопроект лидер фракции Петра Порошенко Юрий Луценко: «Мы принимаем закон, которым определяем возможность выборов местных органов власти на этой территории тогда и только тогда, когда украинская армия и украинское государство принесут украинский флаг, украинские партии и украинский закон на эту территорию. Ни одной уступки ни Кремлю, ни сепаратистам, а тем более террористам эти законопроекты не дают». Ну и в довесок, чтобы был понятен смысл действа: тот же Луценко на следующий день на своей странице в соцсети написал следующее: «Остальное решат не бумаги из Верховной рады, а боеспособность и моральный дух Вооруженных сил Украины». Мирный план в действии, так сказать.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Михаил ПОГРЕБИНСКИЙ, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
— Если говорить словами незабвенного Аркадия Райкина, то этот закон можно охарактеризовать так — «запустить дурочку». А смысл такой: вроде бы Украина идет по программе выполнения Минских соглашений, а на самом деле — их срывает. Поскольку в Минских соглашениях ясно сказано, что должен быть принят закон об особом статусе. А в нынешнем законопроекте этот закон просто упоминается в контексте как принятый ранее. Теперь Порошенко указывает, что особый статус будет введен только после проведения местных выборов, в прошлом законе такого не было. А местные выборы могут быть проведены только после полного перехода территорий под контроль украинской власти. И, вероятно, после того, как сторонники «Правого сектора» разберутся там со всеми несогласными. И выходит, что особый статус получат территории под управлением какого-нибудь Яроша. Ясно, что это никого на той стороне не устраивает. Более того, я думаю, что это не устроит, в конце концов, и Меркель. И они, по-видимому, будут оказывать какое-то давление на Порошенко. А если не будут, то это заморозит конфликт и превратит ДНР и ЛНР в территории с неопределенным статусом. В результате ДНР и ЛНР будут ориентироваться на экономические связи с Россией и еще больше отдаляться от Украины. Так что с точки зрения сохранения территориальной целостности страны этот законопроект вреден.