Президент США Барак Обама заклеймил «брутальное убийство» Немцова. В своем заявлении он призвал правительство России «провести быстрое, независимое и прозрачное расследование обстоятельств его убийства и сделать так, чтобы те, кто виновен, были привлечены к ответственности». По словам американского лидера, «Немцов был неутомимым защитником своей страны, желавшим для своих сограждан-россиян тех же прав, которыми должны пользоваться все люди».
Обама в своем заявлении вспомнил и о своей встрече с Немцовым в 2009 году в Москве, написав о его «храброй приверженности борьбе с коррупцией в России». Приблизительно в таких же словах выдержано и заявление госсекретаря Джона Керри.
Российский президент Путин, сообщают американские медиа, ссылаясь на Кремль, дал указание всем правоохранительным ведомствам срочно разобраться в убийстве Немцова и взял лично на себя руководство расследованием. Газета The New York Times пишет, что убийство Немцова «еще больше отодвигает Россию от того будущего, которое многие предсказывали ей в начале 1990-х годов, когда «стартовал Немцов» и Ельцин «открыл двери плюралистической политической системе». Газеты приводят слова бывшего оппозиционного члена Госдумы Геннадия Гудкова о том, что «начались убийства «врагов народа».
«Двери», открытые Ельциным, быстро захлопнулись. Многие «прорабы перестройки» и «единомышленники» первого Президента России стали качать бабло. Немцов ушел в оппозицию. Его оппозиция оказалась очень активной. Он писал о коррупции, разлагавшей Россию, и руководил оппозиционными силами, выходившими на площади и улицы Москвы. Не случайно последнее такое выступление, говорят дикторы CNN, превратилось в траурное шествие по Немцову.
Газета The Washington Post считает убийство Немцова заказным, совершенным мастерами своего дела и пишет, что подобные убийства, бывшие в ходу в 90-х годах, стали редкими при Путине. Правда, приводятся примеры убийств Политковской, Эстемировой и Литвиненко.
Газеты приводят фрагмент интервью Немцова с журналом «Собеседник», где говорится о том, что его мать боится за него и опасается, что он станет жертвой Кремля. Далее Немцов заявляет, что он «несколько обеспокоен, но не так серьезно, как его мать».
The New York Times выносит в заголовок такие слова — «Страх окутывает Россию после убийства критика Путина Бориса Немцова». Собкор газеты в Москве рассказывает о встрече Немцова с главным редактором журнала The New Times Евгенией Альбац, которая состоялась приблизительно за две недели до его убийства. Он говорил ей о своем исследовании «непорядков» в Кремле, которое собирался опубликовать под заголовком «Путин и война». По словам Альбац, «он опасался, что его могут убить. И пытался убедить себя и меня, что его не тронут, поскольку в прошлом он был заместителем премьер-министра».
Американские медиа излагают всевозможные версии убийства Немцова, даже такую нелепую, что его убили сами оппозиционеры — дабы создать из него мученика.
Вся американская пресса цитирует заявление Михаила Ходорковского по поводу убийства: «Еще одна ужасная страница перевернута в нашей истории… вот уже более года телевизионные экраны наводнены ненавистью к нам. А сейчас все, начиная с блогера, сидящего за своим домашним столом, до президента Путина, ищут врагов… Что-то не то с нами?»
Аналитики-кремленологи анализируют заявление Следственного комитета, Генеральной прокуратуры РФ о разных версиях убийства Немцова. В заявлении говорится о «радикалах» с обеих сторон украинского конфликта, о деловых и личных связях Немцова. Но первая версия — это убийство как провокация для дестабилизации политической ситуации в России, совершенная теми, кто не останавливается ни перед чем для достижения своих целей. На сайте Кремля, содержание которого передается собкорами американских медиа в Москве, тоже подчеркивается эта версия.
И, наконец, о моей единственной встрече с Борисом Немцовым. Это произошло в Вашингтоне на открытии нового здания посольства РФ. Я околачивался вокруг президентов Ельцина и Клинтона. Первый представлял второму свою свиту. Когда очередь дошла до Немцова, Ельцин сказал Клинтону: «Обратите внимание на этого молодого человека. Когда-нибудь он станет Президентом России». Это предсказание Ельцина, как и многие другие, так и не сбылось.
Европейские медиа, цитируя российских оппозиционеров, отмечают, что гибель одного из главных представителей протестного движения — дурной знак для России.
Французское издание Le Monde пересказывает все версии, выдвинутые российскими правоохранителями относительно убийства Немцова, особо акцентируя внимание на заявлении Порошенко о том, что эта гибель была неслучайной. Помимо этого издание напоминает о планах Немцова на эмиграцию: «Борис Немцов также намеревался запросить политического убежища в Литве в 2012 году, опасаясь преследований, сказал Андрюс Кубилюс, бывший премьер-министр Литвы».
Немецкая газета Die Welt, также прибегая к обильному цитированию заявлений первых лиц РФ и следственных органов страны, в свою очередь отмечает: «Поразительно, что в любой версии в качестве мотива рассматривается критика Немцовым деятельности властей». По словам автора статьи, «Россия после убийства находится в состоянии шока». Один из обозревателей издания, Йорг Айгендорф, при этом считает гибель Немцова переломным моментом: «С его убийством умерла часть надежды на современную и процветающую Россию». Однако, как надеется автор, гибель Немцова может стать «искрой» для оппозиции и тогда «ни в коем случае не будет напрасной».
Британский The Daily Telegraph напоминает, что «Борис Немцов имел все шансы стать самым влиятельным политиком в постсоветской России. В 1999 году Ельцин, состояние здоровья которого ухудшилось, по некоторым сведениям, рассматривал Немцова в качестве преемника. Но вместо него в результате выбрал Владимира Путина, будучи уверенным, что он — именно тот умеренный политик, который нужен России. Теперь, 16 лет спустя, Путин — президент России, а Немцов убит рядом с Кремлем».
Знаменитый Люк Хардинг, журналист The Guardian, в своем материале отмечает, что Немцов был одним из немногих активных лидеров оппозиции: «Кто-то из них, как отсидевший в сибирской тюрьме 10 лет бывший олигарх Михаил Ходорковский, теперь живет в эмиграции. Другие — как борющийся с коррупцией блогер Алексей Навальный — под арестом». Как подчеркивает автор, созданный Немцовым СПС на первых порах президентства Путина был вполне конкурентоспособен, однако «медленно, но уверенно» российский лидер начал «выдавливать оппозиционные гражданские силы, и пространство, в котором мог действовать Немцов, становилось все меньше». «Геннадий Тимченко — миллиардер и друг Путина, попавший в прошлом году под санкции США, пытался запретить Немцову выезд из страны, — напоминает Хардинг. — Это стало попыткой применения советских методов для решения посткоммунистической проблемы... В конце концов Немцов пал жертвой старомодных мафиозных методов. Его гибель — это первое убийство крупного политического деятеля в Москве за последние десять лет. Это лишает Россию мужественного, самобытного и выразительного голоса, в то время когда страна застряла в темной спирали войны и пропаганды».