Авторы законопроекта полагают, что действующие антисанкции противоречат статье 34 Конституции России о свободе предпринимательской деятельности и статье 55, согласно которой свобода гражданина может быть ограничена только федеральным законом в интересах безопасности государства и других граждан.
Так чего же в большей степени хотят авторы проекта: просто добиться отмены антисанкций или взять процесс их введения в свои руки? Об этом «МК» спросил у одного из авторов — депутата Госдумы Валерия Зубова.
— Экономические решения не должны приниматься под ковром. Их нужно публично обсуждать с участием предпринимателей, потребителей, депутатов. В таком случае риск совершить большую ошибку снижается.
— Обсуждение требует времени. Предположим, ваш закон принят, эмбарго отменено, а за время, пока депутаты введут его вновь, наш бизнес может понести большие потери...
— Наши предприятия понесли ущерб, когда антисанкции ввели стремительно, без обсуждения, никого заранее не предупредив. Когда этот пакет стал тихо расширяться, в него стали постоянно вносить изменения, которые нужно было отслеживать. Это привело к серьезной разбалансировке всего потребительского рынка.
Да, обсуждение может быть долгим. Но ответьте: нужны ли были те стремительные санкции по продовольствию в том виде, в котором их приняло правительство? Если бы правительство знало, как производить импортозамещение и стимулировать отечественного производителя, как снижать цены на продукты — ему можно было доверить такие волевые решения. Но мы-то видим, что оно этого не знает. А значит — нужно обсуждать, что делать в дальнейшем.
— Парламентское большинство — у «Единой России». И она все равно примет те санкции, которые предложит правительство. Получается, что вы предлагаете всего лишь усложнить процедуру и утратить оперативность...
— Да, большинство у «ЕР», но означает ли это, что все остальные должны набрать в рот воды и не работать? Практика показывает: правительство больше смотрит не на партийную принадлежность, а на аргументы. И если оппозиция доказывает, что кабмин может совершить ошибку, — правительство к этому прислушивается.
А что касается оперативности, то я посчитал, что изменения в ту же налоговую систему принимаются Госдумой в среднем один раз в неделю. Куда уж оперативнее?
— Еще один риск. Согласно вашему законопроекту любой депутат получит право предложить любую санкцию. Может начаться парад санкций...
— Вернусь к тому, с чего начал, — все нужно будет обсуждать. Если инициатива внесена только для того, чтобы фамилия депутата прозвучала, — ее отклонят. Но смысл в том, чтобы санкционная часть экономики стала более открытой.
От обсуждения нашего законопроекта, даже если его не примут, будет и еще одна польза: начнется полемика о теме отмены продуктовых антисанкций вообще. Мое мнение — их нужно отменять.
— Как оценили законопроект в вашей фракции?
— Заместитель руководителя Михаил Емельянов оценил его отрицательно, но сама фракция еще не обсуждала законопроект.
— То есть вы внесли его самовольно?
— У нас в этом никакого криминала не видят.
— Как вы сами оцениваете перспективу принятия закона?
— Независимо от того, отклонят его или нет, он ускорит процесс отмены антисанкций. А отклонение будет говорить о том, что депутатский корпус идет на поводу у правительства и его устраивает сегодняшнее состояние российской экономики.
Другой депутат фракции «СР», Олег Михеев, считает закон товарищей по партии непроходным: «Наши антисанкции были своевременными, а снимать их до тех пор, пока не будут отменены санкции против России, просто недопустимо, — полагает он. — Идея о том, что решение об антисанкциях принимал парламент, мне кажется сомнительной. Правительство на то и правительство, чтобы оперативно реагировать на угрозы со стороны других стран. Если мы сейчас отменим антисанкции только для того, чтобы их снова ввести, — это просто будет потеря времени».