— Насколько эффективен Греф в качестве главы Сбербанка? — этот вопрос «МК» адресовал финансовому омбудсмену Павлу МЕДВЕДЕВУ.
— Он придумал много новых удобств и сервисов для потребителей, и они, как и весь банк, уже много лет работают без сбоев. Я склонен думать, что он эффективный банковский руководитель.
— В случае его ухода в правительство может ли получиться, что мы потеряем хорошего банкира, но не обретем хорошего министра?
— Мы можем потерять хорошего банкира. Что касается министра, то он уже работал в правительстве. Мы давно общаемся с Грефом, и у меня сформировалось положительное отношение к нему. Когда принимался закон о страховании вкладов, мы спорили, но удалось найти компромисс, и я ему за это благодарен. Он умеет слушать, он договороспособен. Я склонен думать, что если Греф согласится на какую-то должность, то будет и на ней эффективен.
— Можете себе представить Грефа во главе правительства?
— Почему бы и нет? Но мне более представляется, что ему прочат место не во главе правительства, а во главе органа, который будет реформировать правительство. В этом качестве я готов его представить еще с большей готовностью. Я думаю, что какая-то такая структура нам нужна. Потому что иначе будет продолжаться то, о чем сказал один мой французский знакомый, с симпатией относящийся к России: «Вы все говорите, занимаетесь самокритикой, но хоть бы делать что-то начали!» Может быть, нужен специальный орган, который бы заставил начать переплавлять разговоры о необходимости реформ в сами реформы.
— Назрела ли смена председателя правительства? — на этот вопрос «МК» ответил гендиректор Центра политических технологий Игорь БУНИН.
— Я думаю, что председатель правительства может смениться не раньше, чем во второй половине этого года. Потому что сейчас идет атака только на Дворковича, а Медведева пока никто не трогает и не критикует. С точки зрения борьбы с кризисом лично к нему ни у кого больших претензий нет.
— Что нового в российскую экономику может привнести Греф, если в том или ином качестве придет в правительство? — об этом «МК» спросил у руководителя направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никиты МАСЛЕННИКОВА.
— Я, честно говоря, думаю, что сейчас Герман Греф на своем месте. За достаточно короткое время он превратил Сбербанк не только в главного российского игрока, но и приобрел международное влияние. Греф работает по рыночным правилам, жестко, по-взрослому. Его большая заслуга в том, что сформирована команда, которая может осуществлять результативную стратегию.
Но если случится то, о чем мы говорим, то он создаст новую команду на новом месте. В любую должность, которую он займет, он может привнести стратегию, среднее и долгосрочное понимание того, как должна развиваться рыночная среда. А как банкир он понимает течение рыночных потоков и то, что им мешает.
— Взгляды Грефа на экономику более рыночные, чем у многих членов правительства. Но возникнет ли с его приходом сумбур, разноголосица в правительстве, свара?
— По-моему, сумбур и свара там присутствуют и сейчас. А вот понимания перспективы там нет, о чем говорит антикризисный план правительства. Разговоры о Центре структурных реформ потому и начались, что правительство не дает ответа на вопрос о том, с каким кризисом мы боремся. Если речь о кризисе экономической модели в целом, то тогда и выход из него нужно искать путем создания новой модели. И знаковым вопросом становится то, каким маршрутом к ней идти. Отсутствие маршрута очень серьезно демотивирует бизнес и подрывает доверие граждан к отечественной экономике.
— Как вы себе представляете работу такого центра? В кабмине появится еще одно «открытое правительство» во главе с еще одним министром без портфеля?
— Я не представляю, как это может заработать. Наверное, Греф представляет лучше. Но главное — другое: он поднял волну на тему о том, что требуется структурная реформа, а для этого необходима перезагрузка государственного управления сверху донизу. А дальше непонятно, что это будет, — новое правительство или что-то еще.
Греф озвучил то, что было на кончике языка очень у многих. Если Минэкономразвития не способно на реформу, то ее должен проводить кто-то другой. В правительстве его предложения восприняли кисло, а вот президент Путин не отверг с порога постановку вопроса и предложил его обсудить на разных площадках, а затем сверить часы.
Мне кажется, что Греф сделал главное, озвучив тему, а дальше мог бы оставаться на своем крайне важном месте. Но если Греф перейдет на новую позицию, то это будет означать, что президент принял решение провести не косметическую, а очень серьезную реформу власти.