Комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи предварительно заявил, что инициативу не поддерживает. «Мы против, — заявил «МК» его председатель, депутат от «Справедливой России» Леонид Левин. — Закон достаточно нашумевший, к нему от всех министерств и ведомств отрицательное отношение. Под предлогом борьбы с пиратством предлагается увеличить стоимость доступа в Интернет. Мы не будем решать проблемы защиты авторского контента через повышение платы». По словам Левина, пока планируются только общественные слушания по законопроекту. «Если это будут реальные общественные слушания, то у меня большие сомнения, что инициатива будет поддержана», — добавил парламентарий.
Скептически смотрит на идею и депутат ГД от «Единой России» Роберт Шлегель: по его мнению, законопроект недостаточно проработан. В частности, в беседе с «МК» единоросс отметил, что возникают вопросы: почему за контент должны платить все пользователи, вне зависимости от того, скачивают они фильмы и музыку или нет? Как отличить абонента взрослого от школьника? Дети, по идее Минкульта, от налога освобождаются, но ведь они и не могут самостоятельно заключать контракты с оператором. «Инициатива выглядит как желание некоторых игроков получить источник дополнительного финансирования, — сказал Шлегель «МК». — Если мы боремся за то, чтобы пользователь платил за контент его создателю, то даже тот механизм защиты авторских прав, который работает сейчас, — это достаточно действенно». Депутат подчеркнул, что аналогов в мире предлагаемая система «глобальных лицензий» не имеет. «Есть другие способы, — отметил Шлегель, — например, модели, используемые на телевидении, платформы «плати и смотри».
Однако в случае внесения в Госдуму законопроект может пойти не через Комитет по информационной политике, а как принятый ранее антипиратский закон — через Комитет по культуре, ведь разработчик — Минкульт, ведомство Владимира Мединского. Почему? Потому что «мотор» инициативы — Российский союз правообладателей (РСП), совет которого возглавляет режиссер Никита Михалков. В декабре 2014 года РСП предложил ввести для интернет-населения авторские сборы — 25 рублей в месяц. Идею не поддержали Минкомсвязи и Федеральная антимонопольная служба. 17 февраля стало известно, что отрицательный отзыв на инициативу РСП дало даже Главное контрольное управление Администрации Президента. Этот отзыв был направлен первому вице-премьеру Игорю Шувалову, которому Путин поручил изучить инициативу РСП.
Минкульт придумал подать идею коллег Михалкова как «глобальную лицензию». Суть проста: некая организация по коллективному управлению авторскими правами будет вести реестр объектов этого самого авторского права (книг, фильмов и т.д.), а пользователи — покупать право доступа к ним за 300 рублей в год, заключая договор с оператором связи. Часть полученных «коллективным управленцем» денег и будет перечисляться правообладателям.
Представители интернет-отрасли против инициативы продолжают возражать. «Наша позиция по сравнению с декабрем не меняется, — сообщила «МК» пресс-секретарь Российской ассоциации электронных коммуникаций Екатерина Воробьева. — Мы считаем этот механизм нежизнеспособным, а предлагаемые меры — вредными для авторов, правообладателей, пользователей, российской интернет-индустрии и телеком-бизнеса».
Потенциальный размер сборов огромен: по предварительным прогнозам Минкульта, с народа можно собрать до 860 млн долларов. Правда, есть подозрение, что эта цифра выработалась до кризиса и падения курса рубля 16 декабря. Взрослых граждан в стране — чуть больше 100 миллионов (по числу избирателей), и 300 рублей в год при нынешнем курсе бакса — 438 миллионов. К тому же пенсионеров от налога планируется освободить, заявил во вторник Минкульт, а это автоматически уменьшает потенциальные выплаты. Тем не менее денег от налога на Интернет будет много, а распределять их предстоит, очевидно, «коллективному управленцу». Кто от него сколько получит — большой вопрос. Чтобы провести точный подсчет, надо знать, какие конкретно произведения и в каком количестве скачивали пользователи. Но для того чтобы фиксировать запросы в общем массиве данных, провайдерам может потребоваться дополнительное оборудование, раскошеливаться на которое в кризис никому не с руки. Однако получаемые «коллективным управленцем» суммы от этого не изменятся. Как хотите, но чем-то эта инициатива неуловимо напоминает старый анекдот про «пять старушек — уже рубль»...