22 февраля активисты Евромайдана отмечали в Харькове годовщину «революции достоинства». Более 400 человек с украинскими флагами и символикой «Правого сектора» собирались пройти колонной от Дворца спорта до площади Свободы города. Но как только колонна начала движение, на левой обочине дороги сработало взрывное устройство. Произошло это около часа дня. Взрыв был такой силы, что, по словам очевидцев, волна ощущалась за 100 метров от места трагедии. По данным участников мероприятия, погиб активист Майдана Игорь Толмачев. Среди раненых — два бойца батальона «Харьков-1», девушка с символикой «Правого сектора», а также пятеро милиционеров, сопровождавших колонну. Позже назвали и фамилию погибшего правоохранителя — от ранений скончался подполковник милиции Рыбальченко.
Уже через полтора часа после ЧП Служба безопасности Украины сообщила о задержании подозреваемых. Советник председателя СБУ Маркиян Лубкивский выложил у себя на странице в соцсети сообщение: «Служба безопасности Украины задержала лиц, которые могут быть причастны к подготовке и совершению преступлений террористической направленности в Харькове, в т.ч. взрыву, в результате которого погибли два и ранены восемь граждан». Позже он сообщил журналистам, что у задержанных был изъят гранатомет, и заявил, что след ведет в город Белгород. «Более того, сам огнемет был получен именно в Белгороде руководителем этой банды. И инструкции получались из РФ», — сообщил Лубкивский. В качестве доказательства СБУ выложила в сеть видео задержания преступников. Однако на ролике видно, что неких молодых людей на автомобиле задерживают ночью. На улице темно, горит уличное освещение, следственные действия с изъятием гранатомета из машины происходят при свете фонариков. Как отметил известный украинский журналист Анатолий Шарий, проанализировавший видео, задержание никак не могло производиться через час после теракта, когда об этом появилось сообщение СБУ. Ибо в 15 часов дня в Харькове светло. Значит, либо задержание «преступников» происходило накануне вечером: «Тогда почему СБУ не помешала им на следующий день совершить теракт?» — задается вопросом журналист. Либо «их задержали в другом полушарии, где в этот момент как раз было темно», глумится Шарий.
Кстати, подпортила версию СБУ о преступниках с гранатометом и Харьковская прокуратура, которая после проведения оперативных мероприятий сообщила, что на обочине взорвалась предположительно противопехотная мина осколочного типа МОН-100. Подобное взрывное устройство, по некоторым данным, сработало в свое время в Волновахе во время подрыва автобуса с пассажирами из Донецка.
О том, что в Харькове и не только к годовщине Майдана готовятся теракты, за несколько дней до этого предупреждали некие блогеры. «Мне стало известно, что в крупных городах Харьковской, Херсонской, Запорожской, Николаевской, Одесской, Сумской, Днепропетровской областей и, возможно, в Киеве в ближайшее время могут произойти события, которые иначе как актами террора не назовешь. Пока не могу сказать о том, кто и как это сделает, но скажу лишь, что это напрямую связано с возможным объявлением независимости этих республик и объявленным перемирием. Цель — большие человеческие жертвы, ориентировочно 10–150 человек. Место — центры городов. Проверка этой информации выполняется, не верить ей у меня оснований нет», — вот одно из таких сообщений от 19 февраля.
Между тем так называемые «харьковские партизаны», которые брали на себя ответственность за предыдущие подрывы в Харькове — на железнодорожных путях, в кафе, где собирали помощь АТО, и так далее, — в этот раз заявили, что не имеют к теракту никакого отношения. «Мы, харьковские партизаны, не планировали и не планируем своих акций в местах массового скопления мирных жителей независимо от их политических взглядов. Мы считаем, что многие простые украинцы одурманены СМИ киевской хунты, и, как мы заявляли уже неоднократно, не станем подвергать их жизни опасности. Кроме того, у нас имеется достоверная информация, что колонна мирных демонстрантов была взорвана по приказу Авакова», — распространили они обращение.