Владимир ЖАРИХИН, политолог, заместитель директора Института стран СНГ:
- Ситуация вокруг Дебальцево, безусловно, непростая. С одной стороны, да — там стреляют, причем стреляют преимущественно со стороны ДНР и ЛНР. С другой стороны — согласно сентябрьским договоренностям этот населенный пункт должен был перейти ДНР, и, если рассматривать ситуацию в таком ключе, то здесь налицо нарушения со стороны Киева. Я думаю, что вскоре проблема Дебальцево будет решена — с большими или меньшими потерями — но это лишь начало долгого пути, и далеко не самая большая его проблема. С моей точки зрения, вопросы с границами ЛНР и ДНР, а тем более, с изменением украинской конституции, которое предусмотрено минскими договоренностями — это куда более трудные вопросы, требующие прямого контакта между обеими сторонами конфликта. А Киев, как известно, на него идти не стремится. Что касается вечернего диалога Нормандской четверки, то, конечно, кто-то из его участников может посчитать ситуацию вокруг Дебальцево срывом минских договоренностей. Будут метаться громы и молнии, но, несмотря на это, к какому-то решению, стороны, безусловно, придут.
Борис РОЖИН, редактор «Голоса Севастополя»:
- Вести сейчас оборону Дебальцево с военной точки зрения для Порошенко крайне невыгодно — город разрушен, и нахождение там сил Киева ведет лишь к потерям техники и людей. Несмотря на то, что судя по официальным киевским заявлениям силы АТО спокойно отступают из населенного пункта, на самом деле эти потери лишь продолжаются. В сегодняшних переговорах Россия, безусловно, будет выступать за то, чтобы Дебальцево отдали ополченцам. Франции и Германии, по сути дела, до этого населенного пункта нет никакого дела — им, как и России, просто нужна передышка, перемирие. Поэтому Путин, Олланд и Меркель, вероятнее всего, будут требовать от Порошенко оставить Дебальцево и перейти к следующей фазе выполнения минских договоренностей. Украинский лидер, может, и рад бы это сделать — но на него давит США. Поэтому, даже если силы АТО и покинут Дебальцево, то перемирие продлится максимум до апреля: по моим данным, украинские военные уже закупают амуницию и вооружение для весенне-летней кампании.
Олег БОНДАРЕНКО, политолог:
- Ситуация вокруг Дебальцево, на мой взгляд, разрешилась, и не самым худшим образом: силы ДНР и ЛНР объявили о готовности выпустить из «котла» силы АТО — пускай без техники и вооружения, но зато живыми. В противном случае Киев попросту получил бы 5 тысяч трупов. Поэтому, как мне кажется, ни о каком срыве минских договоренностей здесь речи быть не может. Вероятно, следующий этап — это консервация ситуации, скорее всего, до середины весны. Но дальше возможен негативный сценарий в духе трагедии с малазийским «Боингом»: какая-либо провокация со стороны Киева, после которой начнется полноценная война. Причем какого масштаба — остается только гадать. Хочу заметить, что сам Порошенко минский договор не подписывал — это сделал Леонид Кучма. А значит, формально официальный Киев вполне может пренебречь его условиями.
Игорь КОРОТЧЕНКО, главный редактор журнала «Национальная оборона»:
- Ситуация в Дебальцево, безусловно, сложная. Во время подписания минского соглашения Порошенко не уделил ей внимание, и теперь дебальцевский «котел» оказался в роли своеобразной мины под этим договором. Сейчас возможен лишь один сценарий: украинские силы АТО, находящиеся в «котле», должны сложить оружие и капитулировать, после чего пункты минского договора станут постепенно выполняться, а украинские военнослужащие получат от ополченцев коридор выхода Другого варианта быть не может: в противном случае, киевские подразделения, зажатые в «котле», будут просто уничтожены.
Руслан ПУХОВ, политолог, Директор Центра анализа стратегий и технологий:
- Конечно, если рассматривать нынешнюю ситуацию на Украине, то любые аналогии тут «хромают». Но если вспомнить другой жесткий и кровопролитный конфликт Карабахский — то там, прежде чем ситуация стабилизировалась, прошло три кровопролитных «раунда». К этому моменту обе стороны в значительной степени были измотаны и устали от войны. А на Украине сейчас и среди сторонников Киева, и среди сил ДНР и ЛНР (причем как в командовании, так и среди рядовых солдат) много людей, которые видят лишь силовой метод в качестве решения конфликта. Проще говоря, они еще не «навоевались». Поэтому, как мне кажется, Украину ждет еще один кровавый «раунд». В свою очередь, для России это будет означать введение новых санкций со стороны ее политических противников, ведь санкции — это наиболее эффективный и безопасный для Запада способ давления на нашу страну. Причем если сравнивать экономику России и СССР, то первая - «маленькая» и открытая, а вторая — большая и закрытая. Мы очень сильно зависим от остального мира, поэтому санкции сегодня — самый удобный инструмент для давления на нас. И если конфликт на Украине продолжится, то продолжится и давление на нас.