Мосгорсуд во вторник рассматривал одновременно апелляционную жалобу адвокатов и представителей обвинения: первые требовали признать Навальных невиновными, вторые — ужесточить наказания.
«Привет. Привет, как дела?» — здоровался с собравшимися Алексей Навальный. Он был весел, улыбчив, одет в белую рубашку, джинсы и кожаные туфли. На апелляцию оппозиционер, де-юре находящийся под домашним арестом, прибыл своим ходом в компании супруги Юлии. Адвокат Вадим Кобзев, ранее защищавший Навального по делу «Кировлеса», опаздывал. А младшего брата политика, Олега Навального, в суд доставлять не стали — он присутствовал на заседании виртуально, по видеосвязи из Бутырки. В зале была его жена Виктория. Навальный-младший удивлял зрителей футболкой с изображением балаклавы и бутылкой кефира на столе. Сидя в изоляторе, он отрастил тёмную щетину — почти такую же, какой за зиму обзавёлся томящийся под домашним арестом Алексей.
Читайте материал: Мосгорсуд подтвердил сроки братьям Навальным по делу "Ив Роше", но снял арест с Алексея
Напомним, что ранее Навальные были признаны виновными в мошенничестве по делу «Ив Роше Восток», получили штрафы в 500 тысяч рублей и по 3,5 лет колонии. В отношение Алексея суд ограничился условным сроком, Олега «укатали» по полной программе. Приговор братьям огласили 30 декабря, в тот же день Олег был отправлен в СИЗО. Текст решения брату политика не выдали, хотя по закону нахождение в изоляторе без приговора на руках невозможно.
На эту и другие правовые неточности адвокаты подали жалобу в апелляционную инстанцию, требуя отменить обвинительный приговор. Прокуратура, в свою очередь, потребовала признать Навальных виновными в просто мошенничестве (не «в сфере предпринимательской деятельности»; это разные статьи) и приговорить к 10 годам лишения свободы Алексея и 8 годам — Олега.
Где-то через полчаса после начала заседания мрачный технический гений работников суда совладал с телевизором, по которому должна была идти прямая трансляция. К этому моменту журналисты могли только услышать, как Навальный-старший полностью поддержал требования своих адвокатов. «Никто из тех, кто выступал к суде, не подтвердил доводов прокуроров», — высказался по видеосвязи Олег Навальный. Председательствующая Ольга Неделина постановила представленные защитой бумаги изучить и дала часовой перерыв на подготовку письменных ходатайств. Впрочем, у самих оппозиционеров это энтузиазма не вызвало. Пока судья зачитывала документы, Алексей Навальный задремал, положив голову на стол. Олег что-то ли писал, то ли рисовал («портрет жены», — уточнила пресс-секретарь оппозиционера Кира Ярмыш). «Это первый раз в истории… Мы чуть не уснули на заседании», — жаловалась, стоя в курилке, юрист Ольга Михайлова своему коллеге. Она, как и Кобзев, защищала Навального-старшего по «Кировлесу» и многим другим делам.
К прениям защита проснулась: Алексей Навальный обратил внимание на фразу одного из прокуроров, которая в зале суда заявила, что «вина подсудимых доказана показаниями финансового директора «Ив Роше». «Это же абсурд, — возмутился оппозиционер. — Мы его два часа допрашивали. Он сказал, что договор (между «Ив Роше» и компанией Навальных — «МК») снова бы заключил, если бы мог. Его всё устраивало».
В заключительном слове Алексей потребовал освободить брата, «взятого в заложники». «Самое веселое, что я за время пребывания в СИЗО сделал, — изготовил шахматы и поймал голубя, - поддержал его Олег. - Для своей страны я могу сделать намного больше». Не убедил: приговор Ольга Неделина оставила в целом без изменений, сняв с братьев только полумиллионные штрафы.