Освободят ли в честь 70-летия Победы Навального и Васильеву?

Власти «зачастили» с амнистиями

Совет по развитию гражданского общества и правам человека при президенте подготовил проект постановления об амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне. Предлагается беспрецедентно широкая акция: скостить срок даже тем, кто на свободу не выйдет, и вдобавок простить всем административные штрафы...

Мнение самого президента об этих предложениях пока неизвестно. А в Госдуме, которая одна только вправе амнистию объявить, документ СПЧ вызвал множество вопросов.

Власти «зачастили» с амнистиями

С идеей объявить амнистию по этому поводу на встрече с президентом в декабре 2014 года выступил глава СПЧ Михаил Федотов. Владимир Путин сказал, что он «за», но «нельзя постоянно частить». Глава государства, видимо, имел в виду, что в 2013 году амнистии объявлялись два раза — «предпринимательская» и в честь 20-летия Конституции РФ. Они сократили число обитателей колоний и тюрем в общей сложности не более чем на тысячу человек, всего же ими воспользовались, считая находящихся под следствием, около 28 тысяч человек.

По итогам декабрьской встречи СПЧ было дано поручение подготовить конкретные предложения. И вот они обнародованы...

По замыслу авторов документа, на сей раз амнистия должна коснуться очень многих обитателей мест лишения свободы. Цифр и конкретных расчетов в документах нет.

Тех, кто приговорен впервые к лишению свободы на срок до 3 лет, предлагается освободить, невзирая на то, по какой статье они сидят.

Независимо от срока приговора на свободу должны выйти женщины с несовершеннолетними детьми и детьми-инвалидами, пенсионеры, инвалиды первой и второй групп и получившие тяжкие заболевания во время пребывания в колонии. Из числа осужденных на срок до 5 лет члены СПЧ считают возможным отпустить участников боевых действий или «действий по защите Отечества», а также несовершеннолетних, совершивших преступления по неосторожности или умышленно, но впервые.

Но 47 статей Уголовного кодекса полностью или частично лишают вышеперечисленные категории права на гуманизм и милосердие государства. Это статьи, карающие за тяжкие преступления против жизни и здоровья: убийство, истязание, торговля людьми, использование рабского труда, изнасилование, разбой, теракт, незаконное помещение в психиатрический стационар, угон судна и прочие наиболее тяжкие преступления и т.д. и т.п. Среди исключений нет статей за организацию массовых беспорядков или участие в них (за это сидит несколько «узников Болотной»), ни одной статьи, карающей «за мысли», то есть за призывы к сепаратизму или экстремизму, и ни одного экономического преступления.

Такие преступления, как взятка в особо крупном размере и при отягчающих вину обстоятельствах, злоупотребление служебным положением и превышение должностных полномочий, права на милосердие не дают.

Одной из особенностей проекта СПЧ является предложение выпустить на свободу приговоренных к лишению свободы на 3–5 лет и отсидевших треть срока, приговоренных к 5–10 годам, отсидевших не менее половины срока, и даже приговоренных к более чем 10 годам, отсидевших не менее двух третей срока. В СПЧ ссылаются на судебную статистику: число приговоренных к реальным срокам сократилось с 35% в 2005 году до 28,5% в 2013-м, но при этом резко сократилось число удовлетворяемых прошений об условно-досрочном освобождении. А амнистированные или помилованные, говорится в пояснительной записке к проекту, гораздо реже совершают преступления, чем отбывшие срок до последнего дня.

И, наконец, среди предложений — невиданная прежде административная амнистия, то есть освобождение от штрафов и сокращение вдвое срока лишения специальных прав (например водительских — за «пьяную» езду или другие тяжкие нарушения ПДД).

«Проведение амнистии представляет собой необходимую адекватную реакцию на несовершенства правоохранительной системы и неудачи в сфере уголовной политики, которые осознаются властью и обществом как препятствующие социальному, экономическому и правовому развитию» — считают в СПЧ. Но этот орган не является субъектом законодательной инициативы и внести на рассмотрение Госдумы свой проект не может. «Мы направили предложения в Администрацию Президента, а уже там решат, что делать дальше», — сказал «МК» Михаил Федотов. То есть решат, внесет ли проект об амнистии в Госдуму сам президент, и в каком виде. «Мы занимаемся только реальными делами», — заверил г-н Федотов.

«Повод очень хороший», — согласен глава Комитета по законодательству Павел Крашенинников («ЕР»). Кстати, 60-летие и 65-летие Великой Победы были ознаменованы «узкими» амнистиями, которые касались ветеранов войны, тружеников тыла, блокадников и узников концлагерей. Под каждую из них попало чуть более 200 человек...

Г-н Крашенинников сказал «МК», что он лично считает, что «нельзя каждый год делать амнистии по одним и тем же составам, а то, получается, накопим осужденных по статье, выпускаем их и опять копим...» Он знаком с предложениями СПЧ: «подход правильный, но дьявол, как всегда, в деталях»: надо смотреть, сколько человек выйдет по каждой статье, как это повлияет на криминогенную обстановку и «как воспримет амнистию общество». Глава комитета полагает, что разговор об административной амнистии вестись не может: в Конституции говорится лишь об амнистии по уголовным преступлениям.

Среди первых откликов — комментарий главы думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирины Яровой («ЕР»): она полагает, что нельзя согласиться с амнистией для мошенников, совершивших преступления при отягчающих обстоятельствах и в крупном или особо крупном размере. «Это не вопрос имен и фамилий. Это вопрос справедливости и неотвратимости наказания», — подчеркнула г-жа Яровая.

Депутат имела в виду имена и фамилии, что у всех на слуху. Бывший начальник департамента имущественных отношений Минобороны Евгения Васильева, чье дело сейчас в суде, по проекту СПЧ имела бы право лишь на снятие части обвинений. Что касается Алексея Навального — как минимум на сокращение срока по амнистии в версии СПЧ он рассчитывать мог бы.

Но все это пока — не более чем гадание на кофейной гуще. Даже в случае принятия политического решения об амнистии конкретные ее очертания обычно вырисовываются в ходе консультаций в Кремле с участием правоохранительных ведомств и депутатов. И «имена и фамилии» здесь играют не последнюю роль.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26743 от 16 февраля 2015

Заголовок в газете: Власти «зачастили» с амнистиями

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру