В декабре прошлого года начальник УВД Западного округа Владимир Рожков спешно подал рапорт об увольнении, не дождавшись двух месяцев до получения генеральских лампасов. Сам 55-летний Рожков публично объяснял свой уход проблемами со здоровьем— ну а что ему еще оставалось говорить?
Многие СМИ сообщают, что Рожков якобы был пойман с поличным в момент получения взятки от одного из коммерсантов. В действительности это не так. Никакого задержания не было: начальник окружного УВД во взятках и коррупции уличил себя сам…
Летом прошлого года сотрудниками ФСБ за посредничество при взятках и мошенничество был арестован известный в столичных кругах «решальщик» — директор адвокатского бюро «Защита» Дионисий Золотов (он же Денис Тумаркин). В его офисе оперативники изъяли большой архив видео- и аудиокомпромата: Золотов–Тумаркин фиксировал все свои встречи и переговоры с «партнерами».
Среди изъятого оказались и многочисленные записи встреч «решальщика» (кстати, ранее судимого) с начальником УВД ЗАО Владимиром Рожковым, самого откровенного свойства: вплоть до обсуждения размеров взяток за организацию заказных дел.
Это не пустые слова: они подкреплены прямыми доказательствами. В числе главных улик против Рожкова в деле фигурируют сегодня 2 договора на покупку иномарок для его жены и дочери: их со своего счета оплачивал Золотов–Тумаркин, что зафиксировано на бумаге. Такой же договор был заключен на ремонт новой квартиры Рожковых: за услуги строительной компании платил снова директор «Защиты». Следствие подозревает, что и саму квартиру, кстати, Золотов–Тумаркин также передал полицейскому.
Взятки были платой в «решении вопросов». При помощи Рожкова, например, был инспирирован арест предпринимателя Иосифа Бадалова. За время, пока он находился в СИЗО, весь его бизнес оказался переписан на структуры Золотова. Дело Бадалова теперь прекращено, а сам он признан потерпевшим. Подобный факт — не единственный: Золотов активно занимался рейдерством и «отмазыванием» попавших под следствие людей. Услуги руководителя такого уровня, как Рожков, были ему нужны, как воздух…
Как теперь выясняется, их «сотрудничество» началось вскоре после перевода Рожкова в Москву в 2013 году. 30 лет до этого он служил в родной Липецкой области (лишь последние несколько месяцев успел поработать начальником Туапсинского УМВД), к столичной жизни был не приучен. Видимо, этим и объясняется та беспредельная откровенность, с которой полковник завел дружбу с рейдерами. Надо полностью лишиться инстинкта самосохранения, чтобы заключать такие договоры, да еще со вчерашними уголовниками.
«Он умеет находить новые методы работы», — говорил, представляя Рожкова коллективу УВД, начальник ГУМВД Москвы Анатолий Якунин. И, надо признать, в каком-то смысле это подтвердилось…
Арест Рожкова — серьезный удар по репутации Якунина. Именно начальник ГУМВД привел Рожкова в Москву: они знакомы 30 лет, работали участковыми в соседних районах по границе Липецкой и Орловской областей. Назначение провинциала на самый элитный округ Якунин декларировал как его очищение.
О причинах своего перехода в столицу рассказывает и сам Рожков. Записанное к 50-летию Якунина его поэтическое видеообращение (см. на сайте «МК») звучит сегодня в лучшем случае как издевка:
Меня в столицу вы позвали.
Сомнений не было и нет.
Я отказать вам мог едва ли,
Ведь мы знакомы много лет.
Дела свели нас и дружили,
Я это помню по сей день.
В соседних областях служили,
Нас разделяла речка Кшень…
Теперь их разделяют ворота следственного изолятора…
Но арест Рожкова — это не только вопросы к генералу Якунину. Навести порядок с кадрами в правоохранительных органах по-прежнему не получается. Новые назначенцы оказываются на поверку не лучше, а порой и хуже своих раскритикованных предшественников. (О бывшем начальнике УВД ЗАО Алексее Лаушкине вспоминают сегодня с нескрываемой ностальгией.)
Рожков — пятый по счету руководитель в системе органов внутренних дел, арестованный за последний год.
Как раз в день ареста Рожкова был продлен арест другому полицейскому начальнику, генерал-лейтенанту Денису Сугробову. Вместе с бывшим начальником антикоррупционного главка под арестом уже год находится вся верхушка его подразделения (до 10 человек). Заместитель и многолетний соратник Сугробова генерал-майор Борис Колесников после задержания выбросился из окна.
Возобновлено и следствие против экс-начальника главного следственного управления Петровки генерала Морозова: он тоже назначенец уже новой эпохи.
При скандальных обстоятельствах был отправлен в отставку зам. министра по следствию Юрий Алексеев: симптоматично, что уже год он остается без работы.
(Сознательно ничего не пишу о покойном министре внутренних дел Марий-Эл Вячеславе Бучневе: генерал предпочел уйти из жизни по-офицерски, и смерть смыла с него все грехи.)
С сожалением приходится констатировать: второй этап реформы полиции дает сбои. На фоне приближающегося массового сокращения это особенно тревожно.
Если очередной отбор будет проводиться такими же людьми, как Рожков и его арестованные коллеги — начальник Ивановского УМВД Никитин, Сахалинского УМВД Белоцерковский, — становится страшно за будущее полиции.