«Если действительно такое окружение имеет место, то, исходя из нормальной логики вещей, те, кто в окружении, будут предпринимать попытки из него вырваться, а те, кто находится снаружи, будут предпринимать попытки организовать коридор для выхода окруженных военнослужащих», — заявил Путин по итогам минской встречи 12 февраля.
И действительно, во время переговоров бои за Дебальцево только ужесточились. «Всего за сутки в результате боестолкновений общие потери силовых структур Украины составили: 7 танков, 11 БМП, БТР, 14 артиллерийских систем, 4 автомобиля, 127 человек убитыми и до 300 ранеными», — заявил зам. командующего корпусом минобороны ДНР Эдуард Басурин утром 13 февраля. Причиной такого количества жертв стали бои за Логвиново, из которого ополченцы контролируют трассу Артемовск—Дебальцево.
Днем 12 февраля командир батальона «Донбасс» Семен Семенченко заявил, что в результате штурма поселка Логвиново ополченцы были вынуждены отступить с большими потерями. Однако в минобороны ДНР опровергли его слова, пояснив, что там идут тяжелые бои — украинская армия стремилась разорвать окружение Дебальцева, одновременно атаковав изнутри и снаружи котла. Пятничным утром Семенченко был вынужден признать: «Нацгвардия оставила поселок. Сейчас бои идут между Логвиново, Мироновское и Луганское с нарастающим ожесточением», — подчеркнув при этом, что ополченцы пытаются перейти в наступление.
После этого украинские журналисты, находящиеся в Дебальцеве, стали сообщать о массированном обстреле всех позиций силовиков и попытках ополченцев прорваться в город. «Враг сосредоточил в районе Логвиново—Калиновка не менее двух батальонно-тактических групп, усиленных артиллерийскими частями. Уничтожить узел сопротивления Логвиново—Калиновка можно только при серьезном массировании сил и средств», — пишет редактор Цензор.НЕТ Юрий Бутусов. При этом он подчеркнул, что силы ополченцев, если не превосходят возможности украинской армии, то по крайней мере равны им. Ситуацию также усугубило прямое попадание ополченцев по городскому складу с боеприпасами — столб дыма был виден за несколько десятков километров от Дебальцева.
Между тем в обновленном Минском соглашении сказано, что статус особого района получат только те территории, которые были под контролем ополченцев до 19 сентября 2014 года. Неудивительно, что главы ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий согласились подписать это соглашение только со второй попытки. Теперь в ДНР заявляют, что некоторые пункты принятого документа должны быть пересмотрены: «По замыслу Минский меморандум должен стать поэтапным планом. Когда мы дойдем до тех пунктов меморандума, которые нам не нравятся, — к этому моменту мы будем вести переговоры с другой стороной», — заявил 13 февраля председатель Народного совета ДНР Андрей Пургин, пояснив при этом, что в Киеве к тому времени уже сменится руководство.
«МК» спросил у редактора «Голоса Севастополя» (блогер Colonel Cassad) Бориса Рожина, что происходит в дебальцевском котле и чем все это закончится:
— Ополченцы считают, что большинство записанных в Минском соглашении пунктов не будет выполнено, и хотят до 15 февраля изменить линию соприкосновения в свою сторону. Если же к перемирию окруженные в Дебальцеве военные не сдадутся и ополченцы не смогут захватить город, то возникнет та же коллизия, что и с донецким аэропортом. Поэтому с точки зрения предыдущих событий силовикам будет крайне важно разблокировать трассу Артемосвск—Дебальцево, чтобы на нем не появилось блокпоста ополченцев.
До тех пор, пока ополченцы будут удерживать крышку дебальцевского котла, ситуация все больше будет напоминать события в донецком аэропорту. В связи с этим на Россию уже сейчас готовятся повесить всю ответственность за попытку срыва перемирия.