Борис Рожин, редактор «Голоса Севастополя» (блогер Colonel Cassad):
- Возможно, отказ глав ДНР и ЛНР подписывать документ являлся согласованной линией с Москвой — таким образом они хотели показать, что народные республики обладают определенной политической субъектностью и приехали в Минск не просто ради того, чтобы расписаться. Это могло быть использовано как повод для того, чтобы вывести Порошенко на прямой диалог с ополченцами.
Народные республики курируются Сурковым, кроме того они зависят от гуманитарных поставок и политической поддержки России. На официальном уровне в ДНР и ЛНР оппозиция Москве полностью отсутствует. Поэтому невозможно поверить, что их лидеры могут пойти против минских переговоров, ведь Москва собирается заморозить конфликт по типу Приднестровья.
Владимир Жарихин, замдиректора Института стран СНГ:
- Россия имеет серьезное влияние на глав ДНР и ЛНР, но не безусловное. В свою очередь, США влияет на Петра Порошенко ничуть не меньше. Есть определенные условия, на которые главы ДНР и ЛНР пойти не могут. В данном случае камнем преткновения стала линия разграничения. Я так понимаю, что Госдепартамент США, а значит и Порошенко, настаивали на линии от 19 сентября. Такие требования нужно воспринимать как скрытую форму срыва переговоров. Я не знаю, почему Путин согласовал план, разработанный в рамках «нормандской группы» в таком виде. Ополченцы добились своих позиций путем жертв и героизма и, естественно, были не готовы отказаться от своих завоеваний.