Во-первых, Порошенко сообщил, что ни о какой федерализации Украины речи быть не может. Потому что, такова воля украинского народа. «Украина была, есть и будет унитарным государством. Это полностью отвечает отношению украинского народа. Я говорил, что более 85% твердо стоят на позициях унитарного государства. Руководство государства исходит именно из этой позиции украинского народа", - заявил он. Кто, где и когда замерял эту единую волю народа, осталось не ясным. Референдума, как известно, по этому вопросу не проводилось.
Во-вторых, глава Украины сообщил, что если переговоры окажутся неудачными, то он готов к введению в стране военного положения. "И я, и правительство, и Верховная Рада готовы к принятию решения о введении военного положения на всей территории Украины. И я ни в коем случае не буду тянуть с этим решением, если безответственные действия агрессора приведут к серьезной дальнейшей эскалации конфликта. Я уверен в том, что наша страна сможет себя защитить" — сообщил он.
Многие политические силы Украины (например, «Батькивщина» Юлии Тимошенко) пытались вынудить главу государства ввести военное положение чуть ли не с самого начала АТО. Однако Петр Порошенко сей поры был против этой идеи. Мешали перманентные выборы — то самого президента, то парламента. Ведь по закону Украины «О правовом режиме военного положения», проведение каких-либо выборов и референдумов в этот момент запрещается.
Что же еще такого подразумевается под введением военного положения, чего так хотели избежать украинские власти, а главное — украинские бизнесмены?
Как следует из закона «О правовом режиме...», военное положение может быть введено как на всей территории государства, так и в отдельных ее местностях. Это должно быть прописано в президентском указе. Власть на территории, где введено военное положение, переходит к военному командованию. Во главе Вооруженных сил встает непосредственно президент, который руководит войсками через Ставку Верховного Главнокомандующего - Генеральный штаб. Военному командованию предоставляется право использовать мощности, ресурсы и имущество предприятий всех форм собственности, а также отдельных граждан.
На практике это означает, что если военное командование решит, что завод олигарха такого-то, занимающийся производством тракторов, должен срочно перестроиться на производство танков, то все его мощности заберут именно под оборонный заказ. Причем, как утверждают некоторые эксперты, «военное командование может постановить, что с этого момента предприятие будет работать в круглосуточном режиме, а все сотрудники будут работать для нужд обороны, а не для нужд отдельно взятого человека». Но и это еще не все. Для нужд обороны можно будет у предприятия, например, Ахметова изъять для временного использования любое имущество, в том числе и транспортные средства, сооружения, машины, механизмы и так далее. При этом никакой оплаты работникам не гарантируется. Только пропитание.
По закону также можно вводить трудовую повинность и привлекать граждан к общественно полезным работам. То есть жителей можно отправлять на рытье окопов, разгрузку угля, разбор завалов, на выполнение прочих работ оборонного характера, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного природного и военного характера.
Эксперты поясняют, что под трудовую повинность может попасть любой человек, в том числе, имеющий постоянное место работы. Если, мол, он понадобится военным, то работу придется оставить и выполнять наказы командования. А к своей должность можно будет попытаться вернуть обратно после окончания действия военного положения. Правда, украинский юрист Иван Боднарук утверждает, что в категорию граждан, подпадающих под трудовую повинность, входят «только безработные, которые не могут быть мобилизованы, но при этом являются дееспособными. А также бомжи, студенты и ученики, которые закончили 9 классов и пошли в ПТУ. Люди, которые занимаются сельским хозяйством в частном порядке. Также это лица, которые работают на различных предприятиях и по указанию будут мобилизованы для таких общественных работ".
При этом отказаться от трудовой мобилизации дееспособным гражданам не удастся. "Законодательством четко определено, что такие люди не могут отказываться от такого принудительного трудоустройства. За отказ мобилизованному может грозить различного рода наказания, вплоть до криминальной ответственности.»
Военное командование имеет право контролировать предприятия связи, издательства, телерадиоорганизации. То есть информация строго дозируется. СМИ можно использовать для военных нужд с целью проведения разъяснительной работы среди войск и гражданского населения. Кроме того, ограничения могут коснуться интернета: военные имеют право запрещать передачу информации через компьютерные сети.
Можно вводить комендантский час, устанавливать особый режим въезда и выезда, ограничивать свободу передвижения (особенно для иностранцев и мужчин призывного возраста) и движение транспортных средств. Также можно проверять документы у граждан, проводить досмотр вещей, транспортных средств, багажа и грузов. И даже служебных помещений и жилья граждан. А в случае необходимости, для военных целях изымать транспорт, а квартиры жителей предоставлять под размещение военных.
То есть - тотальный контроль во всех сферах жизни. И конечно, проведение акций, митингов, собраний — под строжайшим запретом.
Правда, в документе присутствует одна строчка, призванная сгладить кромешную жуть военного положения. В законе говорится, что запрещены пытки и унизительное обращение с гражданами или наказание. Но если данный пункт не соблюдается даже вне режима военного положения, то кто же о нем вспомнит потом. Все равно ни жаловаться, ни митинговать, ни даже писать о нарушениях сообщения в сети не получится. Все под контролем.
Некоторые украинские политики, между тем, говорят, что военное положение на Украине введено не будет — ведь это поставило бы крест на получении очередного кредита МВФ, которого так ждет Киев.