Сегодня в Белом доме под председательством министра по вопросам "Открытого правительства" Михаила Абызова проходит заседание, посвященное рассмотрению общественной инициативы "Об уголовной ответственности за незаконное обогащение чиновников и иных лиц, обязанных представлять сведения о своих доходах и расходах".
Её авторы — активисты Фонда борьбы с коррупцией, основанного Алексеем Навальным. Онлайн-петиция набрала на сайте "Российской общественной инициативы" более 100 тысяч голосов.
Среди участников мероприятия были заявлены директор Фонда борьбы с коррупцией Роман Рубанов, представители Минюста и МВД, Госдумы и общественных организаций. Однако Алексея Навального, а также некоторых журналистов, на заседание не пустили.
"Меня на заседание "Открытого правительства" тоже не пускают. Говорят, что "только автор инициативы". Смешно, ведь формальный автор именно я", - написал Алексей Навальный в Twitter.
На заседание также не пустили юриста Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь, журналистов телеканала "Дождь" и сотрудника "Слона" Илью Шепелина. Сам Шепелин в своем Twiiter опубликовал ответ Абызова о причине такого решения: "Список СМИ формируется на основе правительственного списка, то есть, на основе пула…Технически помещение реально маленькое, поэтому мало людей…"
Между тем, замминистра внутренних дел Игорь Зубов заявил на заседании экспертной группы в правительстве, где обсуждают инициативу фонда Навального, что борьба с коррупцией чревата цветными революциями, сообщают "Ведомости".
"Все цветные революции во всех странах начинались под лозунгом борьбы с коррупцией", — заявил он. Коррупция — далеко не проблема "номер один" для населения, доказывает Зубов: по данным социологов, она занимает только 13-е место в списке из 25 позиций.
В свою очередь глава Совета по правам человека при президенте РФ Михаил Федотов считает, что введение уголовной статьи за незаконное обогащение чиновников приведет к массовым репрессиям. "Введение этой статьи открывает нам путь в новый 1937 год. Только не по поводу контрреволюционной деятельности, а по поводу антикоррупционной деятельности", — заявил Федотов. "Мы хотим новых политических репрессий? Надеюсь, что нет", — предостерег экспертов глава СПЧ.
Министр по вопросам "Открытого правительства" Михаил Абызов отметил, что при решении об отклонении или одобрении инициативы надо учитывать, что за нее проголосовали более 100 тысяч человек. "Все предложения членов рабочей группы прошу представить в течение семи дней в мой адрес. Они будут сведены и обобщены в виде проекта решения и публично предложены для следующего заседания членов рабочей группы", — заявил министр.
Авторы идеи, как сообщает сайт "Российской общественной инициативы", предлагают распространить на Россию действие статьи 20 Конвенции ООН против коррупции и ввести в Уголовный кодекс новый состав преступления "Незаконное обогащение" в отношении лиц, обязанных представлять сведения о своих доходах и расходах.
Уголовное дело возбуждается в том случае, если госслужащий не может объяснить или скрывает происхождение средств или имущества от государственных органов и общества. Данные антикоррупционные нормы будут распространяться не только на чиновников, но и на руководство госкорпораций.
В декабре прошлого года российский Минюст заявил, что Конвенция ООН против коррупции ратифицирована Россией в полном объеме, вводить в законодательство дополнительное наказание за незаконное обогащение чиновников нет нужды - эти нормы уже закреплены в антикоррупционном законе, принятом два года назад, передает "Интерфакс".
"Статья 20 Конвенции ООН против коррупции носит диспозитивный характер, то есть государствам-участникам предлагается самим определиться относительно путей ее реализации с учетом своих конституций и основополагающих принципов своих правовых систем", - заявили в Минюсте.
Статья 20 Конвенции гласит: "При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать".