Главной задачей военных топографов в мирное время является обновление топографических карт, создание специальных геодезических сетей по всей стране, а также изготовление, накопление и создание фондов цифровых и электронных карт местности и обеспечение ими автоматизированных систем управления войсками и оружием. Для того чтобы понять как «глаза армии» работают в поле, «МК» отправился в 47-й экспедиционный топогеодезический отряд, базирующийся неподалеку от Звенигорода. Здесь подразделение военных топографов проводило плановые учения по определению точных координат местности. На практике это выглядело так: зарывшись «по брюхо» в снег, армейский крытый «КамАЗ» двигался к специальным точкам, затем из кунга выскакивали бойцы со специальными топографическими приборами, с помощью которых, «привязавшись» к местности, можно точно и оперативно определить координаты.
Как рассказал «МК» командир отряда подполковник Сергей Бычков, для того чтобы войска могли оперативно ориентироваться на местности, созданы геодезические системы высокого класса точности, к примеру, навигационный геодезический комплекс ПНГК-1.
— Комплекс позволяет оперативно определять координаты любой точки местности, провести необходимые измерения для ракетных войск и артиллерии и выполнять функции топопривязчика, — рассказал Бычков. — В ПНГК включены спутниковые геодезические системы, которые позволяют вычислить координаты из космоса, а в случае включения радиопомех в комплекс входят средства, позволяющие определить координаты по старинке — оптико-механическим способом.
Кроме того, эта чудо-машина может прямо с колес выдать данные местности даже в 3D-формате, а также напечатать аналоговую карту.
Человека далекого от топографии, тем более военной, в первую очередь интересует вопрос — зачем сейчас, когда любую карту можно скачать себе в мобильный телефон, изобретать велосипед и кропотливо делать дубликаты того, что и так можно найти в Интернете.
— Спутниковая съемка не дает представления о том, из чего, к примеру, сделан дом, болотистая ли на данном участке местность, там не обозначены подземные трубопроводы и многие другие нюансы, не нужные гражданскому, но жизненно необходимые военнослужащему, — отвечает Бычков. — Сейчас, с развитием вооружений и военной техники, необходимы точные геодезические данные, чтобы сориентировать все системы вооружений на местности, поэтому всем родам и видам войск необходима та работа, которую выполняют военные топографы.
Есть еще один существенный недостаток современных электронных карт. На них можно воздействовать с помощью средств радиоэлектронной борьбы, которые просто выжигают начинку вашего гаджета, оставляя «слепым» на незнакомой местности. Также, к примеру, специалисты, контролирующие сигналы со спутника, могут внести смещение координат местности километров этак на десять. Конечно, современные армейские электронные планшеты, использующиеся в экипировке «Ратник», менее подвержены таким воздействиям, однако в боевых условиях умение читать бумажную топографическую карту может спасти жизнь. Здесь можно вспомнить случай, когда одно из украинских подразделений, воюющих сейчас на юго-востоке страны, попытавшись использовать навигацию в мобильном телефоне, вместо того чтобы попасть в точку назначения, в полном составе попало в плен к ополченцам.