«Закон, позволяющий Обаме поставить в этом году Киеву оружия на $100 млн. уже принят — в декабре 2014-го – напомнил в беседе с «МК» руководитель Центра исследований внешнеполитического механизма США Института США и Канады РАН Сергей САМУЙЛОВ. – Он дает президенту соответствующие полномочия, но окончательное решение остается за ним. Очевидно, что Маккейн собирается сделать данное положение обязательным. Но, хотя Конгресс сейчас в обеих палатах республиканский, сумма, о которой идет речь — мизерная. $100 млн. это половина истребителя F16. И речь идет о самолете, принятом на вооружение в 1976 году, то есть далеко не самый современный и не самый дорогой. Если даже обе палаты Конгресса примут законопроект, обязывающий Обаму предоставить оружие, президент может ветировать этот документ — например, если решит, что конгрессмены не пошли ему навстречу по каким-то важным для него проблемам. А преодолеть президентское вето двумя третями обеих палат — дело очень сложное, поскольку демократы не будут голосовать против Обамы. И даже конгрессмены-республиканцы сейчас опасаются втягивания США в «опосредованную», как они говорят, войну с Россией. Кроме того, и в Брюсселе, и в Вашингтоне, в отличие от Киева, у власти все-таки не «горячие головы», а более-менее трезвомыслящие. Поэтому шансы на то, что Маккейну удастся сделать закон обязательным для Обамы крайне малы».
Напомним, что «Акт о поддержке свободы Украины 2014», предлагающий американскому лидеру оказать как военную, так и не военную помощь Киеву, был подписан Обамой в декабре. При этом документ изначально носил лишь рекомендательный характер.
«Конгресс не может прямо сказать, что некие меры надо принять в определенные сроки — например, принять санкции или поставить украинской стороне вооружение. – подчеркивал в этой связи заместитель директора Центра политических технологий Алексей МАКАРКИН. – Конгресс устанавливает финансовые объемы, в рамках которых президент может осуществлять данные действия». Финансовые рамки были обозначены конгрессменами следующие: США могут позволить себе оказать Украине помощи на $100 млн. в текущем году, и выделить еще по $125 млн. в 2016-м и 2017-м. Большая часть этих денег, как подразумевается, должна быть потрачена на поставки вооружения украинской стороне. Речь идет, согласно тексту документа, о так называемых средствах обороны: «противотанковые орудия, вооружение и амуниция для личного состава, радары для обнаружения артиллерийских батарей, системы управления огнем, дальномеры, разведывательные беспилотники, коммуникационное оборудование...», - собственно говоря том самом вооружении, о котором идет речь и сейчас.
«Слово «оборонительное» в отношении вооружения не должно вводить в заблуждение. – резонно отметил Алексей МАКАРКИН. – Как известно, оборона и наступление непосредственно связаны. И, конечно, противотанковое оружие вполне летальное. Оборонительное оружие способно закрепить результаты удачного наступления и таким образом стимулирует к наступательной активности. Это, конечно, обострит отношения Москвы и Вашингтона. Обама этого бы не хотел, он человек осторожный и предпочел бы договориться».