Сезонный грипп добрался до обитателей Белого дома. Во вторник Медведева в его поездке в Уфу из-за болезни не смогла сопровождать глава Минздрава Вероника Скворцова, а сегодня на совещание к Владимиру Путину не приехал и он сам. "Правительство несет большие потери и не справляется с гриппом", - оглядев поредевшие ряды чиновников, прокомментировал Владимир Путин, - Я вас прошу, без всяких шуток, будучи больными, не ходить на работу".
Казалось бы, «уцелевшие» чиновники имели полное право рассчитывать на снисходительное отношение главы государства. Но не тут-то было. Услышав доклад вице-премьера Аркадия Дворковича о ситуации, сложившейся вокруг пригородного сообщения, президент устроил ему настоящий разнос:
- Что происходит? Вы понимаете, насколько это серьезно, это же не один автобусный маршрут отменили, а перестали ходить электрички в регионы. Вы что, с ума сошли, что ли? Это несерьезный подход, это же касается тысяч людей! - бушевал Путин.
И на самом деле имел на это полное право. Железнодорожники предупреждали о возможной отмене поездов из-за неоплаченных долгов за перевозки с середины прошлого года. Губернаторы, не имеющие лишних средств, чтобы их погасить, начали бить в колокола перед новогодними праздниками. Вопрос несколько раз обсуждался в правительстве, однако решение так и не было найдено. В результате в Вологодской и Псковской областях электрички отменили полностью. В Орловской области ликвидировали 16 поездов, в Брянской - 13, в Тульской - 10, в Курской - 8, в Смоленской - 7 и т. д. Сейчас в интернете вовсю идет сбор подписей под обращением к Владимиру Путину, авторы которого отмечают, что "пригородное сообщение - это не роскошь и не бизнес" и призывают власти "не экономить за счет наиболее необеспеченных слоев простого народа - тех, кто не имеет личного транспорта".
Президент, скорее всего, петицию еще не читал. Но говорил на совещании примерно то же самое. Он поинтересовался, чем раньше занималось правительство и почему чиновники в свое время поддержали изменение взаимоотношений между регионами, федеральными бюджетом и РЖД, из-за которого возникла критическая ситуация (Напомним, что раньше государство субсидировало пригородное сообщение, но потом переложило это бремя на регионы. Из-за снижения доходов они смогли возместить монополии только 8,7 млрд руб из 15 млрд руб, затраченных на перевозку пассажиров в 2014 году. Не дождавшись погашения всей суммы, РЖД после праздников начала отменять поезда) "Что, у нас министерства транспорта не существует, что ли?" - не успокаивался президент. Он распорядился немедленно восстановить движение электричек, а уже потом разбираться с финансовыми вопросами.
По словам Аркадия Дворковича, проблему предполагается решить за счет снижения НДС на пригородные перевозки до 10% и возвращения льготной ставки платы за инфраструктуру на уровень 1%. Правда, эти меры приведут к выпадающим доходам в объеме 6-8 млрд руб, которые придется компенсировать за счет антикризисного фонда. По словам вице-премьера, правительство рассчитывает сохранить большинство железнодорожных маршрутов. "Отмена может быть только по тем направлениям, где альтернатива реальна: есть хорошая дорога, хорошее автобусное сообщение и время перевозки автобусами достаточно короткое", - сообщил Дворкович. На окончательное решение вопроса он просил у президента один месяц. Но получил только один день.