В Конституции РФ говорится, что «каждый имеет право определять и указывать свою национальную принадлежность», но «никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности». Эта формулировка заведомо исключает появление в паспортах, других документах и анкетах обязательного для заполнения «пятого пункта», как было в СССР, но не исключает предоставления гражданам права добровольно свою национальность заявлять.
В свидетельстве о рождении родители вправе указать национальность ребёнка и сейчас. Но до сих пор не удалось придумать применительно к паспортам такую схему реализации этого права, которая не вызвала бы напряжения в обществе. Та, что предложена сенатором от Сахалина Жанной Ивановой, очень сложна и при применении неизбежно породит многочисленные казусы.
Выглядит эта схема так. Любой взрослый россиянин вправе подать письменное заявление в территориальный орган ФМС о намерении получить отметку о национальности в паспорте. ФМС в бесспорных случаях присваивает отметке индивидуальный регистрационный номер, сообщает его гражданину, а тот сам заказывает в уполномоченной на то организации индивидуальный штамп, оплатив его стоимость. (Ранее коммунисты вносили аналогичные законопроекты, но правительство давало отрицательный отзыв, потому что штамповку они предлагали сделать бесплатной для граждан.)
Г-жа Иванова допускает спорные случаи. Например, родители записали ребёнка в свидетельстве о рождении русским - такова национальность одного из родителей, а ребёнок вырос и решил назваться евреем - по национальности другого родителя. В таких ситуациях придётся идти в суд.
Без суда не обойтись и в случае «явного несовпадения объективных критериев определения национальной принадлежности данного гражданина с выраженным им в указанном заявлении соответствующим волеизъявлением». Объективные критерии, руководствуясь которыми чиновники ФМС будут принимать решение, перечислены тут же: это «родной язык, традиции и обычаи, культура, религия, родство и родственные связи, проживание в соответствующей этнокультурной среде, а также иные объективные критерии определения национальной принадлежности, предусмотренные федеральным законом». Все они применительно к конкретным ситуациям оказываются субъективными. Может ли, например, быть признан «русским» выходец из семьи русских по крови эмигрантов, плохо говорящий по-русски, католик, проживавший до приезда в Россию в США? И какие доказательства «русскости» он должен будет предъявить суду?
Кстати, в 2003 году в законопроекте «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ», внесенном в Госдуму за подписью Владимира Путина, говорилось о возможности поставить в паспорте отметку о национальности по личному письменному заявлению. Но в 2011 году Госдума сняла этот документ с рассмотрения как «утративший актуальность» - по согласованию с Кремлем.
Комитет по конституционному законодательству, где над документом работали 7 лет, отмечал тогда «большой общественный резонанс» и особое внимание к положениям, которые касались как раз права на внесение отметок о национальности. Но дело решил другой пункт, предполагавший обязательное внесение в паспорт «личного кода»: против выступила Русская Православная церковь. Она категорически против до сих пор: недавно, выступая в Госдуме, патриарх Кирилл призвал не допустить обозначения человека цифрой. В итоге до сего дня российские паспорта действуют на основании указа президента и других подзаконных актов…
Профильный думский комитет ещё не обсуждал инициативу г-жи Ивановой.