В ночь на 27 января в Донецк на встречу с главами ДНР и ЛНР Александром Захарченко и Игорем Плотницким приехал лидер общественной организации «Украинский выбор» Виктор Медведчук. По словам пресс-секретаря Президента России Дмитрия Пескова, визит украинского политика носил консультативный характер в преддверии переговоров в минском формате, так как возобновившиеся боевые действия на Донбассе вселили в ополченцев недоверие к мирным инициативам Киева.
Еще 15 января Президент России Владимир Путин предупреждал Киев об эскалации насилия в Донбассе и даже предложил план по разводу военной техники. В телефонном разговоре с главами Германии и Франции Путин сообщил, что официальный ответ на его предложение поступил из Киева только 26 января.
Такую задержку можно объяснить тем, что президент Украины Петр Порошенко решил ответить Москве не словом, а делом. С 16 по 18 января украинская армия усилила артобстрел территорий ДНР и ЛНР и в конце концов предприняла попытку танковой атаки на Донецк, которая завершилась для него потерей местного аэропорта и боями за Пески и Авдеевку. 22 января на заседании СНБО Порошенко заявил, что украинская армия достаточно укрепилась и готова дать врагу по зубам. По данным минобороны ДНР, Киев выставил против Донецка и Луганска около 28 тысяч силовиков, 300 танков, примерно 900 БМП и БТР и около 130 установок «Град». Ополченцев эти цифры не испугали, и уже через пять дней Дебальцевский котел, внутри которого оказались 8 тысяч силовиков, почти захлопнулся. Также украинская армия постепенно отступает от Горловки — 27 января ополченцы закрепились на линии Артемово—Шумы—Майорск и выбили противника из Озеряновки. Под Донецком киевские войска вышли из Марьинки. И тут Порошенко «вспомнил» про письмо Путина и решил ответить. Порошенко сообщил, что он готов к отводу тяжелой техники от линии разграничения.
Потерпев ряд поражений по всей линии фронта, Украина, видимо, решила, что продолжение боевых действий обернется для нее катастрофой, и послала Медведчука, известного своими дружескими отношениями с Россией, умиротворять ополченцев.
К сожалению, левая рука Киева не знает, чем занимается правая. На следующий день после попытки склонить ДНР и ЛНР к новым переговорам Верховная рада в первом чтении проголосовала за законопроект о признании России агрессором, а самопровозглашенные республики — террористическими организациями. Против документа в полном составе выступил только «Оппозиционный блок».
Владислав ДЕЙНЕГО, полпред ЛНР на переговорах в Минске, рассказал «МК», как проходило общение с Медведчуком:
— Во время встречи с Медведчуком мы все согласились, что в минском формате должен участвовать официальный представитель Украины, который бы обладал всеми необходимыми полномочиями для принятия решений от ее имени. Как только Киев назначит такого человека, мы будем готовы немедленно выехать в Минск. Правда, появилась информация о том, что Верховная рада проголосовала за закон о признании ДНР и ЛНР террористическими организациями. Если это действительно так, то никаких переговоров быть не может. Надеемся, что новость об этом просто исказили, а на самом деле речь шла только каких-то элементах нормативного регулирования.