Первыми и последними, кто подтвердил свое участие в минской встрече, стали полпреды ДНР и ЛНР Денис Пушилин и Владислав Дейнего. В ходе переговоров они надеялись обсудить не только соблюдение режима прекращения огня, но и особый статус Донбасса. Видимо, желание Пушилина и Дейнего было таким сильным, что они отправились в Минск, не дождавшись согласия не только Киева и Москвы, но и Белоруссии. «На данный момент мы не имеем консолидированного предложения о проведении встречи от всех участников переговорного процесса», — заявил официальный представитель МИД Белоруссии Дмитрий Мирончик 16 января. Однако в Минске неоднократно подчеркивали, что готовы в любой момент предоставить площадку для мирных переговоров, тем более в условиях эскалации конфликта на Донбассе.
Такой же позиции придерживаются в Москве: «Только прямой диалог, только мирными средствами можно этот конфликт урегулировать. Для этого есть платформа — Минские договоренности, надо их всесторонне и честно выполнять. В Берлине министры иностранных дел России, Украины, Германии и Франции призвали к скорейшему созыву контактной группы — это единственная площадка, где присутствуют обе стороны конфликта… Необходимо как можно скорее задействовать ее возможности в полной мере», — уверен глава МИД России Сергей Лавров. При этом во внешнеполитическом ведомстве не смогли подтвердить свое участие в переговорах, так как Киев предъявляет свои условия к уровню представительства в минской группе.
Представитель Украины и ее бывший президент Леонид Кучма заявил, что его страна принципиально согласна на новый раунд переговоров, но только с участием глав ДНР и ЛНР, а не их полпредов, которые «не уполномочены принимать никаких решений». При этом Кучма не пояснил, какая власть сконцентрирована в его руках и какие у него есть весомые полномочия. Как бы там ни было, Александр Захарченко и Игорь Плотницкий не увидели смысла в своем присутствии в Минске: «Пока нет конкретного результата, какой смысл главе республики ехать туда? Линия разграничения согласована сторонами давно, но так как Порошенко объявил конец перемирию, то теперь эта линия имеет только условное значение», — считает глава ЛНР. Захарченко был еще более радикален: «Если в Минске нет официального представителя Киева, зачем глава народной республики должен ехать туда? Для этого есть его подчиненные». В ответ на это Украина заявила, что никакой встречи в Минске 16 января не будет.
Получается, что формально Киев и самопровозглашенные республики — за переговоры, но на практике в последний момент находится сотня препятствий для их встречи.
А пока Пушилин и Дейнего в одиночестве гуляют по Минску, ополченцы ДНР опять выбивают последние украинские войска из донецкой воздушной гавани. В ночь на 16 января были убиты 10 так называемых киборгов и найдены обгоревшие тела еще 6 человек, при этом со стороны ДНР 1 погибший и 8 раненых. Минобороны самопровозглашенной республики сообщает, что сопротивление украинской армии в аэропорту практически полностью подавлено. Но заявленная победа ополченцев не привела к прекращению артиллерийских дуэлей в Донецке — в ту же ночь от бомбежки 1 горожанин погиб и 5 были ранены. В целом территория ДНР была обстреляна свыше 60 раз, а ЛНР — около 20.