Михаил Погосян досрочно освобожден от должности президента Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Срок его пятилетнего контракта заканчивался в феврале 2016 года, но в правительстве после долгих споров срок Погосяну решили все же сократить. Как пояснил глава Минпромторга Денис Мантуров, Михаил Погосян будет переведен на должность генерального конструктора, а его место займет замминистра промышленности и торговли России Юрий Слюсарь.
Сказать, что это решение было для авиапрома долгожданным — не сказать ничего. Оно витало в воздухе весь последний год. Все шептались: «Там уже все решено, со дня на день объявят...» Но отставка откладывалась.
Более того, когда месяц назад агентства сообщили, что Погосяна все-таки «уходят», пресс-служба ОАК тут же выступила с резким опровержением: «Этот вымысел, хотя и опубликован в уважаемом агентстве, продиктован исключительно фантазией автора». Из чего стало ясно: борьба за Погосяна в самом разгаре — судя по всему, в верхах у него сильные покровители.
И вот наконец отставка состоялась. Но какая-то половинчатая: он вроде ушел, но остался генконструктором ОАК. Никто из авиаспециалистов толком не может ответить, что это за должность и каковы ее полномочия.
Официальная причина решения, озвученная Денисом Мантуровым, такова: «ОАК сегодня просто перегружена по тематикам как боевой авиации, транспортной, военно-транспортной, дальней авиации, так и гражданской».
Сразу хочется спросить: и что? Значит, надо бросить на подмогу замминистра промышленности и торговли? Других специалистов в области авиастроения у нас не осталось?
Короче, официальное объяснение ухода Михаила Погосяна прозвучало малоубедительно, а потому сразу стали гулять разные версии.
Одни говорят, что его отставка — формальность, которая связана с тем, что между ОАК и предприятиями «Ростеха» (эта корпорация владеет 40% всех оборонных предприятий) слабо налажены связи, а такая кадровая рокировка — первый шаг к включению ОАК в будущую вертикально выстроенную интегрированную структуру.
Другие, кто верит в справедливость и борьбу с коррупцией, считают: неповоротливая чиновничья машина наконец отреагировала на результаты проверки ОАК, которую год назад проводила Генпрокуратура («МК» эксклюзивно публиковал ее цифры и выводы, которые многих тогда шокировали). Она показала: несмотря на беспрецедентные меры господдержки, долг корпорации постоянно рос, а уставный капитал ОАК из-за снижения стоимости активов дочерних обществ только уменьшился.
Третьи уверены, что Погосяна убрали из-за, мягко говоря, плохой ситуации с главным коммерческим проектом ОАК — SSJ-100. Руководству страны якобы надоело слушать сказки ОАК о будущих успехах SSJ-100 и его массовом продвижении на мировой рынок.
После стольких лет обещаний и в Кремле, и в правительстве в будущее SSJ-100, похоже, верить устали. Стало ясно: обещанные сроки окупаемости проекта — блеф, самолет требует лишь новых бесконечных финансовых вливаний. Так, в 2013 году решение по финансовой стабилизации компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) пришлось принимать лично президенту страны. Несмотря на это, уже в декабре 2014 года правительством были выданы госгарантии по SSJ-100 на $600 млн, что позволило ГСС получить очередной кредит в «Сбербанке».
Пока над этими сказками потешались только СМИ («МК» чаще других), это еще было терпимо, но когда реальное положение дел не удалось скрыть от Генпрокуратуры, Думы, Счетной палаты, стало очевидно: грядут кадровые перемены.
Случайно или нет, но на днях международное рейтинговое агентство Fitch Ratings существенно понизило по национальной шкале краткосрочный рейтинг «Гражданских самолетов Сухого», а его прогноз долгосрочного рейтинга объявило негативным.
Уточню: все названные причины отставки Михаила Погосяна — всего лишь версии. Точно никто ничего даже в руководстве авиафирм не знает — у нас не принято объяснять кадровые отставки неудачами. Взять хотя бы Сердюкова: его как поставили, так и убрали из военного ведомства с характеристикой «эффективного менеджера». Так что вполне естественно, что теперь в авиапроме все пытаются найти свое объяснение такой кадровой рокировке. Она пока хоть и кажется до конца неясной, но все равно у большинства рождает надежду на лучшее.