Американские власти «давно рассматривали их как потенциально подозреваемых в терроризме, в результате чего они были включены в список лиц, не допущенных к авиаполетам». Этот список содержит 47 000 фамилий наиболее опасных террористов и потенциальных террористов; ранее братья Куаши были внесены в более широкую (порядка миллиона фамилий) базу данных американского правительства, которая сокращенно называется TIDE (Terrorist Identities Datamart Environment).
32-летний Шериф Куаши и его 34-летний брат Саид родились в Париже в семье иммигрантов из Алжира; соответственно, по праву рождения они являются французскими гражданами. Гражданство их предполагаемого сообщника, добровольно сдавшегося властям Хамида Мурада, на момент написания этой заметки было неизвестно. Родители братьев Куаши рано умерли, и они росли сперва в сиротском приюте, потом в семье приемных родителей в Реймсе.
Подробнее: "Подозреваемые были известны полиции, замечен йеменский след"
Пока информация о братьях является неполной и разрозненной. Очевидно, они – типичные иммигранты-мусульмане из окраинного гетто, озлобленные и не интегрированные во французское общество. Шериф был осужден в 2008 году за участие в вербовке «воинов джихада» для отправки в Ирак: ему дали три года тюрьмы, из которых, как сообщает Associated Press, он отсидел полтора. Он также подвергался аресту в 2005 году, когда вместе с еще одним индивидуумом собирался вылетететь в Сирию. Английская газета The Independent пишет, что оба брата являются последователями «Аль-Каиды» на Аравийском полуострове» (она базируется в Йемене), которая позиционирует себя как часть т.н. «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ). Один из очевидцев теракта в редакции «Шарли Эбдо», который видел убегавших с места преступления братьев Куаши, утверждает, что они на бегу ему крикнули: «Можешь сказать СМИ, что это – йеменская «Аль-Каида».
Телекомпания CNN сообщает, что именно в Йемене один из братьев, Саид, прошел обучение в лагерях «Аль-Каиды»; другие СМИ утверждают что братья недавно вернулись из Сирии, где, очевидно, прошли курс террористических наук под руководством инструкторов ИГИЛ. В любом случае эти люди – хорошо обученные террористы: по словам бывшего специального агента ФБР Крейга Дотлоу, АК-47 – эффективное оружие, но только в умелых руках, т.к. у этого автомата сильная отдача, дающая большое рассеивание пуль; тем временем кучность стрельбы Куаши была очень высокой. Очевидно, констатируют американские СМИ, что братья Куаши были гораздо лучше подготовлены к совершению теракта, чем бомбисты Бостонского марафона-2013 братья Царнаевы или террорист, ворвавшийся в октябре 2014 года в канадский парламент.
Сейчас спецслужбисты и правоохранители Франции и других западных стран принимают повышенные меры безопасности. В США усилена охрана зданий, где размещаются редакции СМИ, а также других объектов, потенциально могущих стать мишенями террористов. Но изобретательность фанатиков не знает границ, и перед органами правопорядка, разведки и контрразведки стоит задача гигантских масштабов – отслеживать все шаги, все слова и действия многих тысяч экстремистов. Специалисты по борьбе с терроризмом, которых интервьюируют по горячим следам парижского теракта CNN и другие телеканалы, едины во мнении: при таких объемах работы, какие свалились в последние годы на спецслужбы, ошибки и упущения неизбежны. Они были допущены и в отношении братьев Царнаевых, о которых американцев дважды предупреждали коллеги из Москвы, и в отношении братьев Куаши: непонятно, например, почему французы позволяли им летать на Ближний Восток, в то время как США держали их на особом контроле и не допускали к полетам. Конечно, американские списки террористов распространяются только на Америку, но ведь между союзниками по НАТО есть обмен информацией!
Для эффективного отслеживания террористов, да и для обмена информацией тоже, нужны большие людские и денежные ресурсы, которых спецслужбам явно не хватает. Европейцы и американцы не готовы радикально увеличить их финансирование. Они также боятся превращения в «полицейское государство», которое, как оруэлловский Большой брат, видит всех и каждого даже в туалете. Коль скоро так, придется смириться с эпидемией терроризма, от которой ни у кого нет иммунитета.