Размышления у парадного подъезда Кремлевского дворца

Инструкция по приручению чиновника

Послание Президента — это его естественное желание изменить сложившуюся в экономике страны ситуацию. Но доверить чиновникам разработку механизма преобразований опасно. Все предыдущие попытки оказались неудачными. И все-таки вопрос "Что делать?" сейчас актуальнее, чем вопрос "Кто виноват?"

Инструкция по приручению чиновника

В конце декабря 2014-ого роль банковского кредита в возрождении российской экономики была похоронена надолго. Зампред правления Внешэкономбанка, экс-замминистра экономического развития Андрей Клепач заявил: чтобы избежать провала в экономике, нужно использовать нетрадиционные денежные методы.

Вспомнился «бородатый» анекдот. Приходит старый еврей в синагогу и обращается к раввину: "Ребе, помоги, у меня куры дохнут!" "Попробуй покормить их квадратиками, вырезанными из желтой бумаги!" На следующий день несчастный пришел с той же просьбой. "Попробуй покормить их треугольниками, вырезанными из красной бумаги!" Потом были зеленые кружки и коричневые ромбики, результат оставался прежним. Наконец, убитый горем человек очередной раз пришел в синагогу и сказал, что курицы померли все. "Жаль, — посетовал мудрый раввин, — у меня еще было столько вариантов!"

Исторический опыт экспериментов над нашей экономикой

Желание Президента сохранить тонкий слой активных людей России похвально. Печально только то, что предпринимательская среда за последние годы, обильно обработана ядохимикатами и в конце концов закатана асфальтом нашим чиновничеством, подобострастно внимавшим на прошлой неделе Президенту. И мало дать свободу предпринимателю, мало ему не мешать, сегодня надо ему активно помогать. Динозавры были свободными, но вымерли, а шансов у них выжить было больше, чем сегодня у малого бизнеса.

Конечно, хорошо бы сегодня заняться проведением индустриализации страны, как делали Витте, Сталин и пытается делать сейчас Обама, об этом я писал в прошлой статье, опубликованной в "МК". Но я не питаю надежд, что это произойдет в ближайшее время.

Индустриализация в советской России прошла после нэпа. Так что сейчас о нем. В СССР и России было несколько периодов, когда пытались применить новую экономическую политику. В первую очередь это 1920-е годы и времена "перестройки". Какие же новации применялись тогда?

В первую очередь вспоминаются концессии. Они действовали в Советской России примерно 10 лет — с 1921 года до 1930 года. Несколько самых упорных работали еще несколько лет, потом закрылись. Все помнят семью Хаммеров, друзей всех наших советских лидеров — от Ленина до Горбачева — и их проделки с вывозом всего, что плохо лежало в нашей стране. В первую очередь антиквариата, художественных произведений и драгметаллов. По концессии создавался в 1922 году наш Внешэкономбанк (тогда он назывался Российский коммерческий банк), празднование 90-летия которого проходит в эти дни. Дело в том, что партнёр по концессии швед Ашберг так тогда начудил в Советской России, что день рождения банка перенесли на год ликвидации взаимовыгодного сотрудничества. Швеции же на память об этой короткой концессии досталась уникальная коллекция русских икон. Можно еще вспомнить печальную истории "Лены Голфилд" — концессии, предоставленной англичанам, бывшим акционерам Ленских золотых приисков, на добычу полезных ископаемых в Сибири на территории превышающей всю Европу. Скандалы вокруг этого "совместного" предприятия докатились до начала 1960-х годов.

Раз уж вспомнили о совместных предприятиях перепрыгнем в 1980-е годы. Можно вспомнить несколько приличных компаний созданных по соответствующему постановлению. Большинство же было чистым надувательством, рассчитанным на прорыв госмонополии внешнеторговой деятельности. Помню, как мне рассказывал предприниматель с большой буквы Александр Паникин, как он в Германии создавал фиктивное предприятие, чтобы уже с ним учредить СП. Реальных партнером найти ему не удалось. Все помнят эти годы в Россию приехало множество жуликов со 100 долларами в кармане, изображавших из себя крутых бизнесменов и подписывающих многомиллионные контракты. Большинство из них были наши бывшие соотечественники, знавшие неиспорченную коммерцией психологию доверчивого советского гражданина, испытывающего восхищение от одного лицезрения представителя западной "цивилизации". Сколько сырья и товаров безвозвратно или за бесценок ушло тогда из страны.

Свою лепту в возвращение страны в единственно правильную рыночную экономику внесли комсомольцы. Наверное многие помнят знаменитые Центры НТТМ. Расшифровывались они, как "центр научно-технического творчества молодежи". Замечательно звучало, но в реальности это были алхимические структуры превращавшие безналичные деньги в наличные. Столбы на московских улиц были заклеены объявлениями приглашающие трудовые коллективы, получившие средства от государства для проведения той или иной работы превратить их в наличные. Бралось за это от 30 до 80%! Налогов комсомольцы не платили совсем! На такой базе появился, в частности, банк "МЕНАТЕП".

Параллельно с этим спасением социалистической экономики начали действовать кооперативы, также платившие лишь 3% налогов и за счет этого с легкостью отмывающие деньги, полученные сомнительными способами. Искренне желающие честно поработать разорились быстро, в этот бизнес пошли ушлые люди, вышедшие из комсомольского возраста, но также знающие, что им нужно от жизни.

А уж когда появилась рыжковско-горбачевская новация по Закону "О госпредприятии", свободу реализовать задуманное получили красные директора. Создавая при заводе цех в виде кооператива, они делали его "центром прибыли", проводя через него все, что было выгодно, оставляя в других, государственных подразделениях все убытки. После этого им без труда удалось поучаствовать в приватизации своих предприятий.

Костлявая рука рынка

Мы долго надеялись на обещанную еще Адамом Смитом (это Карл Маркс либералов) невидимую руку рынка, которая должна была реализовать все наши надежды на перемены. Она была чем то вроде сказочной щуки, выполнявшей все хотенья Емели. Но эта часть чьего-то неведомого тела упорно не желала работать, а мы, продолжая лежать на офисной печи, скоро дождемся другой руки — костлявой руки голода.

Пока цена на нефть была высока наши власти были в расслабленном спокойствии — почти все россияне, по большому счету, были им не нужны. Бросить жалко, статус великой державы можно потерять, а чем занять, чтобы не приставали, придумывать времени не было. И неслучайно так активно росло в стране количество праздничных дней, а один из руководителей "Единой России" совсем недавно на полном серьезе обсуждал возможность введения четырехдневной рабочей недели. Как в этой ситуации будут действовать предприниматели, депутатов, видимо, не волновало, они от них не зависят.

Теперь всем стало ясно, что ничего с нашим будущим не ясно! А штурманы у нас те же. Так как же обойти наше чиновничество, когда заставить его работать нет никакой возможности? И чтобы не наступать опять на грабли. Мне показалось, что эти же размышления и мучают нашего президента.

В настоящее время создание малого и среднего бизнеса проблема даже не экономическая, а цивилизационная. Нам для выживания необходим класс людей, с горящими глазами, желающими что-то сделать своими руками. Без него мы станем населением, народом-пенсионером. А в очередной, трудный период нашего существования (не могу сказать развития, язык не поворачивается!) нам надо стать народом пассионарным.

На Западе средний и малый бизнес (не считая многочисленных предприятий сферы услуг) группируется вокруг крупных предприятий. Один "Мерседес" дает жизнь нескольким десяткам тысяч маленьких и средних партнеров. У нас такой возможности нет и увы, в ближайшие годы не предвидится.

Партнерство лучше неволи

Сегодня нужно внедрять правильное государственно-частное партнерство (ГЧП). Пока оно слишком созвучно с ЧП и ГКЧП. Практика его внедрения показала, что пока это "партнерство" лишь ширма для пиления бюджетных денег. Да и опыт Олимпиады продемонстрировал, что сотрудничество большого бизнеса и государства пока получается плохо.

Я понимаю, что мое предложение, можно воспринять, как малиновые параллелепипеды, но все же!

Простые решения чаще всего неправильные, но сложные сегодня не работают. В многоходовках наши чиновники, как рыбы в воде, обыграют и подгонят все, чтобы ты не делал, под свои интересы. В сегодняшних условиях надо действовать проще, чтобы легче было наладить общественный контроль.

Например, так: губернаторы (куда им деться под неусыпным оком президента) определяют, что в их регионе необходимо и возможно сделать с участием малого и среднего бизнеса. В Воронежской области это могут быть заводики по переработке картофеля и другие предприятия по переработке сельхоз продуктов, в Вологодской области — предприятия по переработке короткого льна (длинное волокно мы уже, увы, не можем производить) в вату или целлюлозу. Тем более, что мы еще не скоро будем выращивать хлопок. На Дальнем Востоке может быть из леса кругляка что-то делать начнем. В областях, где есть свободные рабочие руки создадим, например, пошивочные мастерские. И т.д. и т.п. Здесь важно сделать акцент на импортозамещение.

Важна роль структур, поддерживающих российский экспорт, в первую очередь, Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР), специализированного Росэксимбанка (у которого пока нет ни одного проекта с малыми и средними компаниями России, и он очень хотел бы их иметь, хотя бы для отчета). Они должны проанализировать, что могло бы иметь спрос за рубежом и что нужно и можно создавать для замены ввозимой продукции. И оказать содействие в создании соответствующего производства.

Важным партнером может стать Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства — МСП-Банк. Он должен перестать раздавать свои деньги коммерческим банкам, которые доходят до предпринимателей с добавленными 4% годовых. Неслучайно, как не старается банк изменить состав своих кредитополучателей, большинство среди них до сих пор компании, занимающиеся торговлей. В нашем случае МСП-Банк должен будет финансировать региональные структуры, занимающиеся пуско-наладкой новых производств напрямую (возможно через областное, республиканское казначейство).

Но главный акцент делается на фонды прямых инвестиций, в первую очередь Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). ФРР мог бы получать кредиты Банка развития — Внешэкономбанка, пенсионного фонда и др.

Фонд возможно мог бы стать даже дочерней компанией ВЭБа.

Фонд регионального развития на следующем этапе мог бы привлекать средства коммерческих структур. Это могут быть и товарные кредиты поставщиков, отсрочки по платежам за поставляемое на строящиеся предприятия оборудование.

Особенно важно, в дальнейшем активизировать наши внутренние источники и прежде всего деньги, которые хранятся у населения вне системы финансовых учреждений. На депозитных счетах физических лиц в коммерческих банках размещено около 17 трлн рублей. По оценкам, сравнимая сумма находится вне банковской системы.

Фонд станет заёмщиком по кредитам, сможет выпускать свои облигации, погашаемые из выручки от реализации проекта

На втором этапе, после отбора объектов, и организации их финансирования, начинается строительство необходимых объектов, возможно для их размещения будут использоваться многочисленные свободные производственные площади, занимаемые сейчас складами, салонами.

После запуска предприятий они на открытом конкурсе продаются либо передаются в лизинг (долгосрочную аренду) компаниям малого и среднего бизнеса. Форму такой передачи должны быть разработаны при участии соответствующих ассоциаций и уполномоченного при президенте России по правам предпринимателей Борис Титов. Важно, чтобы у победителя конкурса были возможности наладить производство.

И главное, чтобы объекты передавались полностью готовыми к работе, с подключением к электросетям, построенными подъездными дорогами и другими выполненными инфраструктурными работами. Важно чтобы предпринимателям не пришлось заниматься переговорами с санэпидемстанциями и другими муниципальными структурами. Я понимаю, что это закаляет борцов, но не время сейчас бросать их в борьбу с бюрократической стихией! Наблюдать, по словам Владимира Высоцкого, как школьник будет драться с отборной шпаной не стоит.

Других способов избежать огромных откатов и сделать работу оперативно нет! К нашим чиновникам можно отнести знаменитые строки советского поэта: "Гвозди бы делать из этих людей / не было б крепче в мире гвоздей!"

Чтобы чиновники и сотрудники Фонда не пытались заработать выше установленной нормы (проще говоря украсть) на строительстве и перепродаже построенного, необходима публичность всех операций. Специальный сайт должен отражать все движения по этому проекту (атомные станции и космодромы строиться в его рамках не будут, поэтому коммерческой тайной и секретностью прикрываться не удастся). Что строится, кем, какая смета строительства, по какой цене покупается цемент и кирпичи. Какаю технологию, по какой цене и у кого приобрели, насколько она конкурентная. Такой же отчет и по процессу продаж. К тому же по завышенным ценам объект не будет покупаться и это тоже оценка работы местной власти. Думаю, что особенно внимательно будут следить за процессом строительства потенциальные покупатели объектов, можно предусмотреть механизм участия их в запуске предприятий уже на этой стадии. Наконец, необходимо мониторить процесс функционирования предприятий. Если не на заработает, значит в процессе подготовки не решены те или иные проблемы, и это характеризует качество работы губернатора, градоначальника и их команд. Оценивать их работу следует и по степени эффективности выполнения программы.

Важно подключить к контролю за этой работой Народный фронт, имеющий опыт отслеживания процесса госзакупок.

Контроль за работой таких предприятий особенно на первом этапе должно быть подключено внимание общественности (через сеть интернета и СМИ).

В результате кроме экономических результатов проект будет давать серьезный антикоррупционный эффект.

Процесс продажи объектов, возможно, должен сопровождаться подписанием договора о госзаказе.

У страны осталось немного возможностей для серьезных преобразований, Президент Путин должен сказать своим чиновникам, что-то похожее на то, что недавно сказал своим глава Чечни Кадыров: не выполните приказ, сниму без предупреждения! И оценивать их работу по степени эффективности выполнения программы.

Благодаря появлению таких предприятий появятся обещанные миллионы рабочих мест, предприниматели будут платить налоги (скрыть их в такой ситуации сложно). Деньги отобьются за несколько лет. Особенно это важно сейчас, когда в на многих предприятиях и организациях страны начались сокращения.

В этих условиях государство должно взять на себя экономику через управление инвестиционными программами, определение её структуры и разработки формата развития на средне-долгосрочную перспективу. К этому пришли в свое время на Тайване. Акцент, в том числе, был сделан на средний и малый бизнес. На всех этапах модернизации для Тайваня была характерна высокая степень регулируемости экономики. Одновременно с 1967 года проводилась политика стимулирования развития малого и среднего бизнеса (численностью до 300 чел.), в результате на их долю в 1990 году приходилось 65% стоимости экспорта Тайваня и 70% занятости в обрабатывающей промышленности.

Заметное место в Экономике Тайваня заняли региональные кластеры в виде Административно-хозяйственных комплексов (АХК), включающих:

1. Управляющие административные структуры (УАС);

2. функционирующие в рыночном режиме, в основном негосударственные компании, экономическое поведение которых программируется УАС;

3. контролируемые государством или просто государственные сервисные хозяйственные единицы, обслуживающие локальные АХК типа научно-технических парков, специальных экономических (промышленных) зон и зон экспортной переработки.

И опять повторю наказ Сергея Витте: «В России нужно проводить реформы быстро и спешно, иначе они большей частью не удаются или затормаживаются».

И еще стоит вспомнить историю создания южнокорейских чеболей —предпринимательских "семейных кланов" — сделавших "корейское чудо". Собрал местный диктатор своих представителей журнала Forbs и спросил первого: "Чем занимаешься, Ким?" — "Рис выращиваю!" — "С завтрашнего дня будешь создавать автомобильную промышленность! Не можешь — поможем! Не хочешь — заставим!" Такие же вопросы были заданы Паку, Суну, Ли и другим друзьям. В результате появились еще и радиотехнические, судостроительные и другие предприятия. Бизнесмены приложили усилия, вложили свои деньги. Государство дало "крышу", закупило технологии, профинансировало создаваемые компании. Вот такое государственно-частное партнерство!

Мне почему-то кажется, что Владимиру Владимировичу есть кого собрать у себя на даче!

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26715 от 14 января 2015

Заголовок в газете: Инструкция по приручению чиновников

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру