Начальник СИЗО, как нам показалось, решил, что мы с коллегами по правозащитной деятельности заранее знали о приговоре, о том, что Навального привезут именно в "Бутырку". Ничего подобного. И пришли мы не к Навальному — однако, услышав, что его "заселяют" (и уже проверив всех остальных заключенных) решили зайти к Олегу.
Получилось, что мы, по сути, первые его тут и встретили.
- Расскажите, для чего вот это ведро с надписью "чистая вода"? А куда мусор выбрасывать? Я еще не успел на мусорить, но хочу заранее знать. А что это за железная подставка? Под телевизор? А где сам телевизор? - забрасывает нас вопросами Олег.
Сейчас он в карантинном отделении. Поместили его в одноместную камеру. Светлая, сравнительно просторная. Уже выдали матрас, постельное белье, гигиенический набор.
- А тут лучше, чем я думал! Приятно удивлен...
- Ну да. Бутырке сотни лет, и за это время здесь побывало много замечательных людей...
- Уверен, они и сейчас такие тут есть, - шутит Олег.
- У вас много прав и возможностей, - объясняем мы. - Книги можете заказывать бесплатно по каталогу библиотеки. Кормят три раза в день тоже бесплатно. Вот вы обед пропустили - были борщ, гречка и кисель. Можете заказать за деньги комплексный обед, даже пиццу. Вы же голодать не собираетесь?
- Ни в коем случае.
- Раз в день вам положены прогулки. Теплая одежда, видим, у вас есть. Это хорошо. А то ведь за час на морозе в прогулочном дворике можно и простудиться. Если вам что-то нужно, можете позвать дежурного, он зафиксирует обращение и решит проблему... О, а вам уже и тапочки резиновые дали?
- Дали, но не эти. Они на три размера меньше. А это мои.
- Откуда?
- Да у меня целая сумка вещей. Я на суд готовился. В интеренете прочитал, что можно брать с собой в СИЗО. Все взял. Алексей тоже с вещами приехал, но они ему не пригодились.
- Алексею - условно, а вам реальные 3,5 года...
- У каждого свой срок.
- Алексей потом сказал, что, мол, брата взяли в заложники.
- Доля смысла в его словах есть.
- Вы очень спокойны, хотя другой бы на вашем месте не сдержался. А вы, кажется, и матом ругаться не умеете.
- Умею. И о приговоре могу резко сказать. Просто некому. А спички есть у вас? Дайте, пожалуйста. А то я набрал с собой зажигалок, а их все изъяли. Не положено, сказали.
- Выходит, все таки плохо подготовились, раз про зажигалки не знали. А вы, значит, курите?
- Курю. Но надо бросать.
- Тут есть платный спортзал.
- Хорошая мысль, займусь спортом.
- Мы уверены, что вниманием общества вы не будете обделены, так что бояться вам нечего.
- А честному человеку всегда нечего бояться. Вину свою я не признаю. Буду бороться до конца. Апелляцию адвокат уже подал. В моем деле нет ничего от УК. Вы мое дело читали?
- Нет.
- Если бы суд руководствовался УПК и Уголовным кодексом, приговора бы не было вообще. А чем он руководствовался, какие силы были замешаны - не знаю. Я ведь был далек от политики. Как и 99 процентов россиян. А теперь я выступаю против всего этого беззакония, потому что сам стал его жертвой.
- Но у вас впереди еще много инстанций, может быть, вы поверите в правосудие.
- Ха, ха, ха! Но посмотрим...
- Уж простите за вопрос, но Новый год встречать в СИЗО как будете?
- Так у меня даже часов нет. Я не узнаю, когда он наступит. Хотя... Может, к окну подтянусь, прислушаюсь и услышу куранты?
- И желание не забудьте загадать.
- Ну конечно, только вам не скажу - а то не сбудется.