О возможности внесения соответствующих поправок в законодательство журналистам в четверг сообщил секретарь ОПРФ, сопредседатель Центрального штаба ОНФ Александр Бречалов. Он пояснил, что инициатором могут выступить, в частности, депутаты Госдумы, избранные от ОНФ по спискам «Единой России». По словам Бречалова, в России на сегодня нет единого реестра НКО: учет организаций ведут Минюст (занимается их регистрацией), Росстат (чисто количественный «подсчет») и Минэкономразвития. Идея состоит в том, чтобы создать единый реестр и отделить НКО, занимающиеся «социально полезной» деятельностью, от организаций политической направленности.
— Нужно понимать, что есть социальные НКО и что есть другие НКО, — объяснил ранее Александр Бречалов свою инициативу в интервью «МК». — Мы считаем, что Общественная палата готова этот объем работы выполнить и дать четкие понятные критерии — может быть, не исчерпывающие, не исключительные, но тем не менее критерии, — по которым можно будет относить НКО к политическим и социальным. Для чего это делается — понятно: потому что помимо грантовой поддержки государство готово еще давать иные преференции, которые так или иначе конвертируются в деньги.
Проблемная ситуация с НКО возникла после принятия в 2012 году Закона об НКО — иностранных агентах, являющегося калькой с американского «Акта о регистрации иностранных агентов» от 1938 года. Изначальная концепция закона предполагала создание добровольного списка иностранных агентов — НКО, занимающихся политической деятельностью и получающих при этом зарубежное финансирование. При этом смысл понятия «политическая деятельность» закон не уточнял. Применить закон оказалось непросто: добровольно НКО в него не включались, пришлось принимать поправки, дающие Минюсту возможность делать это в принудительном порядке. Потом оказалось, что из «позорного списка» нельзя исключиться — опять пришлось править закон. И вишенка на торте: в ноябре НКО — иноагентам запретили участвовать в наблюдении на выборах. Запрет был введен в рассматривавшийся в Думе закон поправкой во втором чтении без предварительной огласки, так что многие узнали об этом постфактум. Ранее, в сентябре, глава Центризбиркома Владимир Чуров рекомендовал избирательным комиссиям ограничить доступ «иноагентов» на участки для наблюдения, однако рекомендации на тот момент были де-факто незаконными. Сейчас информация об этих рекомендациях удалена с сайта ЦИК. От запрета пострадала в первую очередь организация «Голос» — один из самых крупных «наблюдателей» на выборах.
— Однозначно ограничения начинаются с малого, — заявил «МК» исполнительный директор «Голоса» Григорий Мельконьянц. — Сначала под благовидной идеей нам устанавливают разделение на «хороших» и «плохих», а потом условия работы для «плохих» становятся невыносимыми. Разделение НКО на социальные и политические, на мой взгляд, — это дискредитация по признаку рода деятельности. Под понятие «политических» могут подпасть правозащитные организации, занимающиеся правами заключенных, военнослужащих, избирательными правами, борьбой с коррупцией, то есть чувствительными для чиновников сферами. После чего их деятельность будет ограничиваться, так как чиновники не хотят общественного контроля в этой сфере.
По мнению Мельконьянца, правозащитная деятельность соответствует закону и реализации конституционных свобод граждан, поэтому их нельзя дискредитировать — в том числе путем предоставления налоговых льгот «социальным» НКО.
Сам Александр Бречалов заверил «МК», что о введении дополнительных ограничений для «политических» НКО речи не идет, хотя признал, что гарантий этого дать не может...