- Вы сейчас в Грозном?
- Нет, в Нижнем Новгороде, но собираюсь в Грозный.
- Рамзан Кадыров утверждает, что ваша организация на 50% финансируется из США. Это так?
- Комитет против пыток действительно имеет международное финансирование. Кто нас только не финансирует: и Голландия, и Великобритания, и Швейцария. В том числе и США. Насчет 50% думаю, что Рамзан Ахматович передергивает. Но доля США в нашем бюджете действительно есть. Ничего плохого я в этом не вижу. Гораздо большую часть финансирования мы получаем от администрации президента РФ. Мы никогда не скрывали, что у нас международное финансирование. Мы сознательно формировали такой портфель доноров. Это нормально для правозащитной организации. Вся система контроля за соблюдением прав человека изначально формировалась как международная.
- Как вы прокомментируете его заявление, что ваша организация причастна к финансированию террористов?
- Это бред. Каждая копейка, которая проходит через нашу организацию, проверяется множеством инстанций. Я считаю, что Кадыров таким образом натравливает на нас людей, которые потеряли близких во время нападения боевиков на Грозный. Люди, у которых погибли родственники, сейчас не в том состоянии, чтобы критично воспринимать какую-то информацию. Кадыров уже таким образом расправлялся с людьми в Чечне. В 2009 году в результате аналогичной кампании травли и клеветы была убита Наталья Эстемирова. Кто ее убил, непонятно до сих пор. Понятно, что это сделал не сам Кадыров. Но истерию вокруг Эстемировой устроил именно Кадыров. Сейчас он то же самое пытается сделать в отношении меня.
- Как вы оцениваете его призыв выдворить правозащитников из России?
- Кадыров в очередной раз присваивает себе полномочия, которых у него нет. Мало того, что он из Чечни людей выдворяет без суда и следствия, он теперь решает, кого из России выдворить. Дожили.
- В чем причина вашего конфликта с ним? Связано ли это с вашей позицией по разрушению домов родственников террористов?
- Это стало поводом. Кадыров просто воспользовался этим моим заявлением как поводом.
- Разрушение домов боевиков - это обычная практика в борьбе с исламистами. Это делается в том числе и в Израиле.
- Это неправда. Это когда-то применялось в Израиле, но потом от этого отказались.
- Как это неправда? Это применялось прошлым летом, об этом мне рассказал в интервью бывший глава израильской спецслужбы «Натив» Яков Кедми.
- В Израиле есть соответствующий закон. И делается это по решению суда. Пусть госдума РФ примет закон на этот счет. Понятно, что если из дома стреляют, если там находятся боевики, то он будет уничтожен. Но есть большие сомнения в целесообразности уничтожения домов родственников боевиков с целью устрашения.