В самом начале этой недели премьер Медведев опубликовал в «Независимой газете» длиннющую аналитическую статью под интригующим названием «Россия и Украина: жизнь по новым правилам». Длиннющие аналитические статьи сановники ранга Медведева обычно публикуют в одном случае — если им надо послать важный и новый политический сигнал. В таких ситуациях 99% содержания статьи — красивые, изящные и познавательные мысли. Но все лихорадочно прочитывают этот материал в поисках в оставшемся 1% — информационной «бомбы», свидетельствующей о радикальном изменении подхода автора к какой-нибудь важной проблеме.
Возможно, я растерял часть необходимых «политическому следопыту» навыков. Но, внимательно проштудировав статью Медведева, я не обнаружил в ней никаких особых новых сигналов или тем более «бомб». Премьер не написал ничего такого, чего бы в тех или иных формах не говорили Путин и Лавров.
И, возможно, именно в этом и состояла скрытая цель появления статьи Медведева. Памятуя о временах президентства нынешнего премьера, Медведева на Западе считают гораздо большим «либералом», чем ВВП. Публикуя в концентрированном виде и под своим именем подробное изложение резонов путинской политики по отношению к Украине, Дмитрий Анатольевич в самой выпуклой форме подчеркивает свою лояльность сменщику и предшественнику.
На этом я заканчиваю заниматься конспирологией и перехожу к полностью лишенным иронии похвалам. Браво, Дмитрий Анатольевич! Не знаю, насколько успешно вам удается рулить российской экономикой — превращение рубля в «чемпиона по прыжкам вниз» как-то не настраивает на особо оптимистический лад. Но вот автор аналитических статей из вас прекрасный. Вы не просто выполнили свою заявленную задачу — вы ее перевыполнили.
«Как председатель правительства я вижу это каждый день в цифрах, которые подтверждают: самое трудное у наших соседей, к сожалению, еще впереди» — у Медведева получилось «оттранслировать» это свое «видение» прямо в мозги читателей. А вот что я считаю «перевыполнением плана»: бичуя неразумность курса киевских лидеров, премьер одновременно обнажил психологические механизмы, которые формируют нашу политику по отношению к Украине.
«С точки зрения экономического сотрудничества отношение ЕС к Украине больше похоже на неоколониализм. Под видом «по-европейски честной» конкуренции продавливались односторонние преимущества для европейских и тесно связанных с ними украинских компаний. Украина нужна Европейскому союзу прежде всего как источник некоторых видов сырья. И, безусловно, как рынок сбыта для европейских компаний» — все эти и многие другие пассажи Медведева — это не «коварная кремлевская пропаганда», а чистая правда.
Запад действительно относится к Украине очень потребительски. А вот мы к ней относимся как кавалер, которому взбалмошная и неразумная барышня дала внезапную отставку. Мы не можем понять: как же это так? Он же ее не любит! Он же использует! Он же на ней не женится — только поматросит и возьмет на ее имя кучу кредитов!
Мы пытается убедить «бросившую нас красавицу» в том, что она не права. Мы приводим ей массу цифр, логических аргументов, экономических выкладок. Но все тщетно. «Девушка» нас даже не слушает. Она лишь повторяет словно заклинание: «Я его люблю! И он меня любит! Он обещал увезти меня в Европу!»
В своей статье Дмитрий Медведев привел массу убедительных логических аргументов: изменение нынешнего курса Украины отвечает не только интересам России, но и интересам самой Украины. Но все эти аргументы я читал с чувством безнадежности: нас не услышат, нас не поймут!
Если твоя любовь твердо намерена от тебя уйти, то ее лучше всего отпустить. В статье Медведева содержатся прямые указания на то, что Россия намерена так и поступить: «Государство Украина сделало свой выбор. И даже если наши соседи сейчас плохо представляют себе итоговую цену, которую придется заплатить, это их право. Включая право на ошибку. России, конечно, нелегко принять такой выбор... Однако лучший способ доказать, что мы в России уважали и уважаем Украину как суверенное государство, это признание за ней права на сделанный выбор».
Российский премьер дает понять, что отныне мы будем жить как супруги, которые официально оформили развод: «В сытом европейском будущем надо много работать, а не «скакать». Хотите «жить как в Европе» — научитесь платить по счетам. Для начала — по российским... Выстраивая отношения в новых условиях, мы оставим эмоции и «родственные чувства» в стороне. И больше не станем содержать экономику Украины. Нам это невыгодно. Да и, честно говоря, надоело. Быть может, именно такого — немного холодного — прагматизма в политике и экономике нашим странам не хватало все годы после распада СССР».
Сказано с большим чувством. Как говорится, накипело. Но вот в чем трагедия: если любовь из наших отношений с украинским государством безвозвратно ушла, то цивилизованно развестись с ним мы тоже не можем. У нас слишком много «споров из-за имущества». Российско-украинские отношения находятся в глубоком системном тупике, который не позволяет ни одной из сторон сделать «свежий старт». Статья Медведева стала, с моей точки зрения, лишним подтверждением этого глубоко прискорбного факта.