Дмитрий Медведев , начиная свою статью, говорит о том, что ещё осенью 2013 года, никто и подумать не мог, к каким тяжёлым последствиям приведет украинский кризис.
"Всего год – и от той близкой нам страны, с которой мы дружили, торговали, куда ездили отдыхать и навещать родственников, остались только воспоминания", – отмечает премьер в своей статье в "Независимой газете".
Говоря о том, что объединяет две страны, Медведев отмечает не только общность культур, но и тесные экономические связи. По его мнению, роль России в создании современной экономики Украины недооценивается.
"Любой шаг со стороны России при желании можно трактовать исключительно в негативном ключе — "экспансия", "зависимость", что некоторые теперь и делают. Игнорируя тот факт, что речь идет о рабочих местах, зарплатах украинских граждан, налогах в украинский бюджет. Но правда такова, что экономика независимой Украины была создана во многом благодаря поддержке России", — пишет Медведев в "Независимой газете".
Премьер напомнил, что сумма российских инвестиций, льготных кредитов и поставок на льготных условиях "далеко перевалила за сотню миллиардов долларов". По его словам, только за счет низких цен на газ Украина сэкономила более 82,7 миллиарда долларов — такой поддержки не получала ни одна республика бывшего Советского союза.
"Мы не просто помогали украинской экономике, а, можно сказать, фактически содержали ее. Вряд ли от какой-нибудь другой страны, кроме России, Киев мог получать такие подарки в течение десятилетий. Но, к сожалению, эта экономическая реальность неадекватно воспринималась украинским руководством", — отмечает Медведев.
Теперь же Украине, которой угрожает дефолт, предстоит пережить "вторые 90-е", считает премьер. По его словам, над экономикой Украины висит проблема внешнего долга, "который непонятно как платить и который в конце текущего года превысит объём ВВП".
"Видимо, нашим соседям предстоит пережить "вторые девяностые". И, к несчастью, проблема дефолта, а шире — непреходящая угроза социально-экономического коллапса Украины — не выдумки "кремлевских" или каких-либо других политтехнологов", — пишет Медведев в своей статье.
В свою очередь, ЕС и США не горят желанием выделять деньги Украине даже на неотложные нужды, так как "экономика Европы сама с трудом выбирается из кризиса". В самом крайнем случае Европа может выделить Украине кредит на покрытие долга, грозящего дефолтом, но она не будет помогать Киеву так же, как помогала Греции, Испании и Ирландии в кризис 2008 года, считает глава кабмина. Даже тогда, по словам Медведева, не все "европейские братья" были готовы отдать деньги своих налогоплательщиков как помощь другой стране, хотя речь шла о членах ЕС. А теперь "речь идет всего лишь о стране, которую никто в Евросоюз принимать не собирается", пишет премьер.
В целом же экономическое сотрудничество Брюсселя и Киева, по мнению Медведева, напоминает неоколониализм. "Украина нужна Европейскому союзу, прежде всего, как источник некоторых видов сырья. И, безусловно, как рынок сбыта для европейских компаний", — подчеркивает российский премьер-министр.
По мнению Медведева, Украине не стоит рассчитывает в ближайшем будущем на вступление в Евросоюз. "ЕС не спешит приглашать Украину к столу европейских держав как равноправного партнера. Не ставит даже приставной стульчик, а целенаправленно держит ее на правах "бедной Лизы": свидания, которые никогда не закончатся свадьбой".
В качестве примера он приводит Турцию, которая подписала Соглашение об ассоциации 51 год назад и до сих пор не является членом ЕС. "Это уже даже стало темой для шуток. В свое время Виктор Черномырдин на вопрос о том, когда же Украина станет членом ЕС, ответил: "После Турции". – "А когда станет Турция?" – "Никогда"".
Украина могла бы избежать многих трагедий, в том числе гражданской войны, если бы Европа "снизошла" до совместного с Россией обсуждения соглашения об украино-европейской ассоциации, пишет Медведев.
"Даже новым украинским властям, пришедшим на смену Януковичу, становится очевидно – игнорировать позицию России нельзя. Иначе бы в июле этого года в Брюсселе не состоялись трехсторонние переговоры между Украиной, Россией и ЕС по проблемам, связанным с ассоциацией, а в сентябре стороны не договорились бы, что некоторые положения Соглашения не будут введены до начала 2016 года. Но между отказом и согласием совместно обсуждать эти проблемы пролегла цепь драматических событий. И сейчас невозможно не задаться вопросом: а что, если бы Европа тогда "снизошла" до совместного – на самом деле абсолютно естественного и необходимого – обсуждения? Многих трагедий можно было бы избежать", – считает глава кабмина.
Медведев, отмечает, что Россия и Украина – соседи, и поэтому не могут не сотрудничать. Однако теперь это сотрудничество будет исключительно "европейским", то есть рациональным и прагматичным. "Выстраивая отношения в новых условиях, мы оставим эмоции и "родственные чувства" в стороне. И больше не станем содержать экономику Украины. Нам это невыгодно. Да и, честно говоря, надоело", – резюмирует премьер-министр.