Пространный доклад премьера Арсения Яценюка мало чем отличался от недавнего выступления на заседании кабинета министров. Те же неутешительные предупреждения насчет «затягивания поясов». В приближающемся 2015 году задача №1 для Украины: элементарно выжить.
Дефицит бюджета страны, к примеру, немалыми усилиями пока удается удержать на уровне 68 млрд грн. Золотовалютные резервы стали меньше $10 млрд. «Оснований сказать, что они будут увеличиваться, кроме как подписав новые соглашения с нашими международными партнерами и МВФ, нет», — заявил г-н Яценюк.
Одной из основных причин экономического падения премьер называет нынешние нелады на Донбассе. «В Донецкой и Луганской областях сосредоточено 20% украинской экономики. И мы их сейчас потеряли, — заявил Арсений Яценюк. — Мы потеряли 20% доходов, 20% валютной выручки, 20% экономического потенциала. Сегодня ситуация еще более сложная, чем 9 месяцев назад. Кроме этого ключевым вызовом для независимости является энергетическая зависимость от России».
Какие меры правительство считает первоочередными с целью выравнивания ситуации? Во-первых, это затраты на оборону и правоохранительную деятельность до 5 процентов ВВП. Во-вторых, отказ от внеблокового статуса и приближение военных стандартов к стандартам НАТО. Сокращение и объединение налогов: с 22 до 9. Уменьшение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес в два раза. Больше всех досталось социалке: бесплатной медицины, бесплатного образования после 9-го класса, различных льгот пенсионерам и многодетным не видать в ближайшее время. Страну также ждет сокращение учебных заведений, библиотек, доплат за научные звания и так далее.
Текст программы правительства поступил в Верховную Раду в среду. Часть депутатов, которым предстояло голосовать за документ, впервые ознакомились с ним в четверг, за несколько часов до начала заседания. Эксперты первым делом обратили внимание на «спрессованность» программы. Она, в отличие от коалиционного соглашения, уложилась в 12 страниц.
Потому, обсуждая документ, представители фракции Оппозиционного блока, депутатских групп «Воля народа» и «Экономическое развитие», особо не напрягаясь, «расколошматили» речь Яценюка в пух и прах. Даже координатор большинства Юрий Луценко, общаясь с журналистами в кулуарах ВР, обозвал правительственную программу «чем-то средним между студенческой халтурой и журналом».
«Почти за год это «демократическое» правительство не воплотило ни одной, даже простейшей, реформы, — прокомментировал выступление премьера не входящий в коалицию депутат Виктор Балога. — Коррупция растет, народ беднеет, бизнес уничтожается, люди эмигрируют. Сегодня у власти популизма больше, чем реальных действий. Не справится она с поставленными Яценюком задачами, плохо будет всем без исключения. Если будут реализованы хотя бы процентов 10–20 программы действий правительства — это будет какой-то прогресс».
И тем не менее 269 членов Рады одобрили программу. Не в последнюю очередь благодаря доводам лидера НФ Александра Турчинова. «Безусловно, даже в условиях ведения войны, ввиду того что в Украине сложная экономическая ситуация, главное в программе кабмина — это подготовка нашей страны к пути европейской интеграции», — отметил недавний глава Верховной рады.
«МК» попытался выяснить, насколько новая жесткая социальная политика Украины связана с требованиями Международного валютного фонда. И чем ситуация в этой стране сходна с ситуацией России 90-х годов.
Михаил БЕЛЯЕВ, главный экономист Института фондового рынка и управления:
— Условия МВФ, которые выдвигались России в начале 1990-х годов, были связаны с проведением либеральных реформ в интересах западного мира. Кредит МВФ нигде и никогда не способствовал развитию экономики в интересах заемщика, он всегда ведет страну в направлении интересов США, как обладателя основного голоса в МВФ. Тогда условия выделения кредита заключались в уничтожении российского хозяйства и превращении страны в сырьевой придаток Запада.
Те кредиты, которые выдаются сегодня Украине, больше ориентированы на технические условия, так как сейчас она объявила себя страной-банкротом. Ее ВВП просел на более чем 7%, бушует инфляция, полностью развалена финансовая и бюджетная системы страны. Дошло до того, что технически Украина не может получить кредиты МВФ. Поэтому она идет с протянутой рукой в Западную Европу и просит Россию отсрочить ей часть выплат по долгам, чтобы она хотя бы отчасти могла соответствовать требованиям МВФ для выделения кредита.
Сейчас МВФ нужно, чтобы на Украине было марионеточное правительство, а сама страна превратилась в придаток Европы и буферное государство между ней и Россией.
Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа компании ФБК:
— МВФ не вынуждал ни Россию, ни Украину урезать свои социальные расходы. Когда МВФ приезжает в какую-то страну, то пытается разобраться, что в ней происходит, общается с чиновниками самого высокого уровня. Так было в России, так сейчас происходит на Украине. Интерес МВФ понятен — если они дают деньги, естественно, они хотят, чтобы их эффективно использовали. Поэтому, к сожалению, приходится сокращать социальные расходы. Это естественная ситуация, но не МВФ диктует свои условия, а лишь принимает решения на основе информации, полученной от чиновников, о том, за счет чего можно упростить экономическую ситуацию.
Кстати, современной России никакие МВФ не выдвигают своих условий, а расходы федерального бюджета на следующий год сокращаются более чем на 20%. Поэтому не нам критиковать украинскую социальную политику. В тяжелый период приходится сокращать расходы, в том числе социальные. Но если проводить какие-то параллели, то правильнее было бы брать для сравнения современную Украину и современную Россию, а не ту, что была в 1990-х годах.