Ожидается, что формальная номинация Картера состоится через несколько дней после так называемого процесса «vetting» — проверки. «Все зависит от того, сколько огорчений ты согласен испытать, если выдвинешь кандидата с политическим профилем, угодным Белому дому, но могущему потонуть в сенатском болоте», — говорит Энтони Кордесман, эксперт Центра стратегических и международных исследований.
В этом смысле номинация Картера имеет хорошие шансы. Он не политик и не связан с белодомовской «шарагой». Вой республиканских сенаторов он вряд ли вызовет. Некоторые из них уже заявили, что поддержат его кандидатуру. Среди них сенаторы Джеймс Инхоф и Джон Маккейн — оба члены комитета по делам вооруженных сил, а последний по всей вероятности вскоре станет председателем этого комитета.
Картер, если сенат его утвердит, станет самым интеллектуальным шефом Пентагона. У него степени по физике и истории Средних веков от Йэльского университета и доктора по теоретической физике от Оксфорда, где он учился по престижной премии Родса. Картер преподавал в Гарвардском университете и до последних дней — в Стэнфордском. Его диссертацией в Йэле был анализ использования латинского языка монастырскими писателями для описания жизни во Фландрии XII века!
Картер родился в Филадельфии. Уже в 11 лет он стал зарабатывать себе на жизнь мойкой автомашин. Но с мойки его скоро погнали за то, что он дерзил владельцам автомобилей. Затем Картер работал в госпитале, был рыбаком, даже советником горячей телефонной линии по отговариванию людей от самоубийства. Этот опыт Картеру, несомненно, пригодится на новой работе.
Но главной специальностью Картера было контролирование ядерного оружия и проблемы, связанные с его применением. В 1994 году, находясь под начальством министра обороны Уильяма Перри, Картер был центральным игроком в ситуации, которая создалась в Северной Корее, изгнавшей международных инспекторов и приступившей к созданию собственного ядерного оружия.
В Пентагоне в 2011-2013 годах Картер занимался менеджментом его бюджета, составлявшего $600 млрд. Под его началом находились два миллиона военно- и гражданских служащих. Перед Картером стояла труднейшая задача — сократить бюджет Пентагона на $500 млн. То есть, на 5% к концу этой декады и ликвидировать программы создания оружия, которое или устарело или слишком вздорожало.
В 2013 году Картер должен был сменить на посту министра обороны Леона Панетту. Однако его обошли по партийным соображениям, и место шефа Пентагона досталось Чаку Хэйгелу, республиканскому сенатору от штата Небраска, абсолютно «проходному» и, как казалось, способного закончить войны в Афганистане и Ираке. Обама попросил Картера остаться в Пентагоне еще на год. Тот согласился, но ситуация сложилась неприятная. Однако, когда в Белом доме нашли Хэйгела «слишком пассивным», шансы Картера вновь поднялись.
Любопытный эпизод, проливающий свет на характер Картера. Я уже упоминал, что он занимался проблемами защиты военнослужащих в Ираке и Афганистане от террористов-бомбистов. Его офис в Пентагоне был украшен фотографиями, на которых он сидит в миннозащитных машинах на театре военных действий. Другие фотографии посвящены посещению госпиталя, где лежали солдаты, которых он «не уберег».
Среди них был один джи-ай, подорвавшийся на мине. Когда Картер посетил его в госпитале, солдат попросил «воссоединить» его с собакой, умевшей вынюхивать мины и работавшей с ним на фронте. Картер пообещал раненному исполнить его просьбу. Но для этого даже ему — №2 в Пентагоне, пришлось пройти бесконечные бюрократические лабиринты, чтобы найти искомую собаку. «Вы даже представить себе не можете, сколько писанины мне стоило, чтобы вырвать этого пса у военных инстанций», — говорил полушутливо-полусерьезно картер. Кстати, сейчас этот пес живет вместе со своим бывшим хозяином, выписавшимся из госпиталя.
Служащие Пентагона приветствовали номинацию Картера. И военные, и гражданские. Их привлекло в Картере то, что у него не будет длительного привыкания к своей новой должности, хотя он никогда не служил в вооруженных силах.
Вместе с должностью Хэйгла картеру достанутся и его проблемы. Главная среди них — пробиться в узкий круг доверенных Обаме лиц, где сосредоточена реальная власть. Эта задача затрудняется еще и тем, что у Картера нет близких личных связей с президентом. Впрочем, на этой ниве Картер несколько преуспел, завязав отношения с главой штата Белого дома Денисом Макдонау. Они даже вместе посещали военные госпиталя.
Показательно, что подавляющее большинство кандидатов на пост шефа Пентагона предпочли отказаться от такой чести. Среди «отказников» сенатор-демократ от штата Род-Айленд Джек Рид; бывший помощник министра обороны госпожа Мишель Флорной; министр внутренней безопасности Джонсон.
Итак неожиданно для себя Эштон Картер остался в «гордом одиночестве». Да, в нынешние времена шлем шефа Пентагона тяжелее шапки Мономаха!
Миннеаполис.