Цитата: «Что касается малого бизнеса, предлагаю для него «надзорные каникулы». Если предприятие приобрело надежную репутацию, в течение трех лет не имело существенных нареканий, то следующие три года плановых проверок в рамках государственного и муниципального контроля вообще не проводить».
Борис ТИТОВ, Уполномоченный при президенте РФ по правам предпринимателей:
Каждое третье обращение ко мне связано с проверками. Их количество необоснованно велика, требования к предпринимателям туманны, часто взаимоисключающие, по некоторым ведомствам отсутствует даже их полный список.
Страна тратит на проверочную деятельность почти 2 процента от ВВП, и это те деньги от экономии которых будет только лучше. Ведь большинство контрольно-надзорных органов видят в проверках исключительно карательный инструмент, а не инструмент профилактики нарушений. Если нарушения находятся, в 86 процентах на предпринимателя накладывается штраф. Учитывая, что у нас до сих пор нет разделения штрафов с учётом размера бизнеса, то для массы малых предприятий крупный штраф часто бывает равносилен закрытию бизнеса. В 2013 году было проведено 2,7 млн проверок, 48% из них — внеплановые. В 55% случаев были выявлены нарушения, предприниматели заплатили почти 20 млрд рублей. штрафов.
Читайте материал: "Путин огласил в Послании данные, которые попали в текст по ошибке"
Мы рады, что наши идеи, изложенные в докладе Президенту, он озвучил в своем Послании. И прежде всего это касается введения единого реестра проверок – т.е. введения принципа публичности в этой сфере. Техническая работа над законодательной базой для реестра уже началась. Надеюсь, что после послания Президента она будет завершена в сжатые сроки.
Трехлетний мораторий на проверки для бизнеса – тоже очень положительное решение. Кончено, при законодательной проработке этой идеи станет вопрос о том, что считать серьезными нарушениями. Будем внимательно отслеживать этот процесс, чтобы изложенные Президентом принципы были воплощены в максимально полном объеме.
Должен отметить, что четырёхлетний мораторий на изменения в налоговой системе – также давно ожидаемая бизнесом мера. После метаний последних лет (повышение ЕСН для малого и среднего бизнеса, введение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, новый порядок исчисления налога на имущество, введение торговых сборов) это серьезно успокоит людей, позволит им строить долгосрочные планы. Более того, из слов Владимира Путина прямо следует, что вводится мораторий исключительно на повышение налогов и ввод новых, а снижать налоговое бремя будет возможно. На это мы также рассчитываем.
Как поймать валютного спекулянта?
Цитата: «Я прошу Банк России и правительство провести жесткие скоординированные действия, чтобы отбить охоту у так называемых спекулянтов играть на колебаниях курс российской валюты. Власти знают, кто эти спекулянты, и инструменты влияния на них есть. Пришло время воспользоваться этими инструментами».
Игорь НИКОЛАЕВ, директор Института стратегического анализа ФБК:
Судя по этому высказыванию, у власти до сих пор нет понимания, почему рубль в настоящее время стремительно теряет позиции по отношению к доллару и евро. Сейчас в ослаблении национальной валюты винят исключительно спекулянтов. Они, безусловно, вносят свою лепту в падение курса рубля. Но спекуляция — это лишь следствие. Она начинается тогда, когда процесс резкого ослабления курса запущен.
Дело в том, что по-прежнему сохраняются фундаментальные причины ослабления национальной валюты. Во-первых, это падение мировых цен на нефть, которое имеет долгосрочную тенденцию. Плюс неуверенное восстановление мировой экономики, замедление темпов экономического роста Китая и так далее.
Второе — это макроэкономическая слабость России. Нельзя также забывать про геополитический фактор, санкции и антисанкции. Четвертая причина — политика Федеральной резервной системы (ФРС) США, которая завершила программу количественного смягчения (денежного стимулирования) и намерена в недалеком будущем поднять основные ставки.
Сыграла свою роль и ОПЕК, решившая не снижать квоты на добычу «черного золота». Чтобы поддержать рубль, ЦБ уже несколько раз в этом году поднимал ключевую ставку, а также ограничил рублевую ликвидность для отечественных банков. Вероятнее всего, он продолжит эти меры.
Мнение эксперта "МК" о послании Путина ФС
Кроме того, ЦБ в принципе может начать отслеживать на что тратят деньги кредитные организации. Однако тогда любая покупка валюты может восприниматься, как спекуляция. А это приведет лишь к ухудшению российской экономики. Я прогнозирую, что к концу этого года доллар будет стоить 60 рублей, а евро — 70.
Не менять налоги до 2018 года
Цитата: «Предприниматели справедливо говорят о необходимости стабильного законодательства и предсказуемых правил, включая налоги. Полностью с этим согласен. Предлагаю на ближайшие четыре года зафиксировать действующие налоговые условия и к этому вопросу больше не возвращаться, не менять»
В своем выступлении президент не сказал о том, что большинство ключевых решений в налоговой сфере уже приняты. Так, с 1 января 2015 года страна переходит к налогообложению имущества по кадастровой стоимости, вырастут страховые платежи на обязательное медицинское страхование, увеличится размер государственной пошлины, вырастут акцизы, ставки платы за пользование водными объектами, а также увеличится налог с дивидендов и тому подобное.
Кроме того, совсем недавно Путин подписал закон о введении местных сборов для предприятий торговли в городах федерального значения. То есть получается так: сначала мы резко поднимем налоги, а потом оставим их на том же уровне. При этом зафиксировать действующие налоговые условия предлагается в течение четырех лет. Не удивительно, что выбор пал именно на этот срок. В 2018 году президентские выборы.
Михаил ОРЛОВ, общественный представитель уполномоченного при президенте РФ по правам предпринимателей в налоговой сфере:
В настоящее время количество изменений в налоговой сфере переходит все разумные границы. Хочется стабильности. Другое дело, что мы должны понимать, что замораживание «налогового нормотворчества» не должно рассматриваться в качестве замораживания тех ошибок и огрехов, которое допустили ранее законодатели.
Когда у нас принимаются поспешные законы, очень часто говорят: «Ну давайте посмотрим, если выясним, что была совершена ошибка, тогда закон подкорректируем». Это вопрос не в ставках. Ставки по основным налогам пора раз и навсегда заморозить, а также количество налогов и сборов, включая не налоговые обязательные платежи, которых в последнее время развелось очень много. Но, когда мы говорим о каком-то конкретном налоге, то здесь много технических огрехов, которые мешают жить предпринимателям, а иногда формулировать задачу налоговикам и Минфину.
Например, сейчас наше законодательство по НДС абсолютно не учитывает реалии экономического оборота между тремя странами, вошедшими в Евразийский союз. Российское законодательство необходимо подогнать под его задачи. Сегодня же нашим предпринимателям категорически не выгодно использовать подвижной состав казахских предприятий, а значительно дешевле брать у литовцев или эстонцев. То есть получается, что российские предприниматели попали в худшие условия нежели, если бы они были иностранными. И таких вопросов достаточно много.
Я не хотел бы, чтобы слова Путина были трансформированы, как то, что мы замораживаем не просто налоговую систему, а налоговую систему со всеми ее огрехами.
Амнистия капиталов: без налогов, но один раз
Цитата: «Предлагаю провести полную амнистию капиталов, возвращающихся в Россию. Именно полную. Если человек легализует свои средства и имущество в России, он получит твердые правовые гарантии, что его не будут таскать по различным органам, в том числе, правоохранительным, трясти, не спросят об источниках и способах получения капитала, что он не столкнется с уголовным или административным преследованием и к нему не будет вопросов со стороны налоговых служб и правоохранительных органов. Давайте это сделаем сейчас, но один раз. Все, кто хочет, должны этим воспользоваться».
Никита МАСЛЕННИКОВ, советник Института современного развития:
— Так называемые налоговые амнистии в России проводились дважды, но серьезных результатов не принесли. Причина была одна — за возврат капиталов требовали заплатить «отступные» — равные налогу на доход физических лиц в 13%. Именно поэтому инструмент не сработал — мало кто им воспользовался.
Сейчас ситуация другая. Президент предложил бизнесменам в условиях западных санкций вернуть деньги на родину и не заплатить за это ни копейки. Правда, сделать это одномоментно. Второго шанса предоставлено не будет. Как известно, с 1 января 2015 года в нашей стране вступает в силу закон, направленный на деофшоризицию экономики. В соответствии с ним компании, акционерный капитал которых на 50% плюс одна акция принадлежит российской стороне, будут доплачивать налоги в России. Еще через год планка будет снижена до 25% плюс 1 акция. Чтобы избежать санкций, налагаемых этим законом, и предлагается выход.
Возможность перевести в Россию свои капиталы на предлагаемых Владимиром Путиным условиях — отличный шанс. Дополнительным стимулом к возврату средств стало обещание президента не повышать налоги в ближайшие четыре года. Сейчас в ошфорах находится корпоративные и личные капиталы россиян, оцениваемые отечественными и западными аналитиками в сумму в $1,2 трлн. Если вернется не меньше трети, то это станет успехом и будет означать, что посыл сработает. Примерно такая же схема сработала в Италии. Там значительный возврат капиталов состоялся благодаря привлекательным условиям — налоговой ставке в 2-5%.
Впрочем, как технически будет оформлены такие операции, пока не понятно. Очевидно, что в ближайшее время общественные предпринимательские организации будут активно обсуждать механизм этой «офшорной амнистии». Одним из главных вопросов станет не только нулевая налоговая ставка при возврате капиталов, а то, что будет с уже существующими налоговыми льготами. Минфин неоднократно предлагал сократить их перечень. Видимо, эта тема станет одним из предметов дискуссии чиновников и бизнесменов.
Комментарий Кремля: "Песков о заявлениях Обамы и речи Путина: Одно отлично комментирует другое"