Свое решение российский президент мотивировал позицией Еврокомисии, которая "не помогала, а создавала препятствия" на пути "Южного потока", а также отказом Болгарии разрешить начало работ на своей территории.
"Было бы нелепо начинать проект в Черном море, по дну которого должен пройти газопровод, вкладывать сотни миллионов долларов, а потом упереться в болгарский берег и остановиться", - пояснил Путин. По его словам, Газпром был готов приступить к сооружению "Южного потока", проектная мощность которого составляет 64 млрд кубометров газа в год "еще вчера", но раз "Европа не хочет - мы не будем".
При этом ВВП предложил болгарам потребовать от Еврокомиссии упущенную выгоду, поскольку только прямые доходы болгарского бюджета от реализации газового проекта должны были составить 400 млн евро в год. "Болгария всегда говорила, что очень заинтересована в создании "Южного потока", но раз она не может вести себя как суверенное государство, раз у нее есть другие обязательства, это не наше дело", - съязвил Путин.
Нужды быстро растущей и нуждающейся в энергоносителях турецкой экономики, по его словам, могут быть компенсированы за счет строительства альтернативной газовой системы, которую планируется довести до границы с Грецией, где будет создан "газовый хаб" - своеобразная торговая площадка, куда смогут обращаться потребители из Южной Европы.
Как пояснил журналистам глава Газпрома Алексей Миллер, по сути речь идет о строительстве такого же по мощности газопровода, как и "Южный поток", но уже в направлении Турции. Анкара будет забирать из него 14 млрд кубов на свои нужды, а остальные 50 млрд поступят в хаб для дальнейшего распределения.
Что касается Европы, то она, по всей видимости, садится на "газовую диету". "Она не получит весь объем поставок. По крайней мере не из России, - уточнил Путин, - Мне кажется, что это не в интересах Европы, но это их выбор".
Поскольку Анкара, не поддержав западные санкции, проявила себя как стратегический партнер России, Владимир Путин объявил о решении снизить стоимость газа для турецких партнеров на 6%, а "в дальнейшем, может быть, и ниже". Миллер пояснил, что дополнительный дисконт возможен, если турецкие власти пустят Газпром в свои распределительные сети. "Тогда стоимость газа для Турции сравняется с ценой для Германии, которая покупает у России топливо по цене ниже среднеевропейской", - уточнил он.