В 2011 году в качестве альтернативного или дополнительного наказания за коррупционные преступления в Уголовном кодексе появились огромные штрафы, кратные размеру взятки. Теперь президент Владимир Путин предлагает расширить перечень мер наказания за взяточничество в незначительных размерах (до 25 тысяч рублей) и дачу взятки. Коррекции подлежат две статьи УК. Статья 290 сейчас обещает за получение взятки лично или через посредников штраф, 20–50-кратный размеру взятки, с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет. Альтернатива — принудительные работы на срок до 5 лет с тем же запретом на профессию либо лишение свободы на срок до 3 лет с обязательным штрафом в 20-кратном размере взятки. После того как внесенный законопроект будет принят (а сомнений в этом нет), список наказаний пополнят исправительные работы, а судья получит право назначить обычный штраф «до 1 млн рублей». Что означает «от 5 тысяч до 1 млн рублей» (меньше 5 тысяч за уголовное преступление назначить нельзя)...
Кратные штрафы остаются, но в смягченном варианте: в размере взятки, помноженном на 10–15, если до лишения свободы не доходит. А если все же доходит — судья сможет дополнить это наказание штрафом в 10–20-кратном размере взятки, а может и не дополнить.
Предлагаемые изменения в статью 291 УК («Дача взятки») — в той же логике: минимальный штраф как самостоятельное наказание не в 15-кратном размере от суммы взятки, а в 10-кратном; судья сможет назначить и традиционный штраф — «до 500 тысяч рублей», а если все же решит приговорить к лишению свободы на срок до 2 лет, то не обязан дополнять это наказание штрафом, как того требуют действующие ныне правила.
Гибкий подход, допускающий более мягкое наказание, предполагается распространить и на тех, кто дал взятку «в значительном размере» (от 25 тысяч рублей до 150 тысяч рублей).
Зачем? С 2011 года, объясняет президент, существенно выросла доля штрафов в приговорах за взятки. Для 89% осужденных за коррупционные преступления небольшой тяжести штраф является единственным наказанием, потому что статья 56 УК требует от судьи приговаривать к лишению свободы за такие преступления лишь при наличии отягчающих вину обстоятельств. (Преступлениями небольшой степени тяжести считаются как раз те, за которые максимальное наказание — не больше 3 лет лишения свободы.) Отсутствие выбора не всегда позволяет учитывать личность преступника и его материальное положение, говорится в пояснительной записке. А назначение несоизмеримо крупных штрафов людям, которые уплатить их заведомо не в состоянии, «не обеспечивает неотвратимости наказания и влечет обращение судебных приставов в суды с ходатайством о замене штрафа лишением свободы».
Президент не уточняет, почему столь большой процент осужденных за взяточничество отделываются штрафами и почему эти штрафы непосильны для многих из них. Но статистика Верховного суда дает ответ на эти вопросы: львиная доля завершенных коррупционных дел — это дела о небольших взятках врачам, учителям, сотрудникам ГИБДД, муниципальным чиновникам.
Сроки, в течение которых штраф должен быть уплачен, тоже предлагается уточнить. Если судья велел рассчитаться без рассрочки, то на это дается 60 дней (сейчас — 30). Максимальный срок рассрочки будет продлен с 3 до 5 лет.
Наш эксперт
Владимир ОСЕЧКИН, правозащитник, создатель «ГУЛАГу. Нет»:
— Во-первых, уже всем очевидно, что многократные штрафы де-факто не работают, их выплаты от назначенных судом в виде наказания не превышают и 10%, потому отказ от штрафов актуален. Во-вторых, тюрьмы уже переполнены, и сажать туда недобросовестных врачей, учителей за мелкие коррупционные преступления бессмысленно, пополнять армию криминального мира неразумно. Принудительные работы смогут стать лучшей альтернативой и пронесут пользу обществу. Так что предложения президента как нельзя кстати. Но при этом есть 2 риска — не станет ли эта норма источником коррупции, не превратится ли это в торговлю сотрудниками ФСИН липовыми справками о якобы высаженных осужденным газонах, которые на самом деле отработали гастарбайтеры? И второй риск — не смогут ли под эту санкцию попасть те, кто разворовывал бюджетные средства? По таким примерам важно вводить реальные внушительные сроки лишения свободы вплоть до пожизненного и отменять сроки давности, чтобы коррупционеры осознавали, что отделаться несколькими годами в Лондоне или на Кипре не получится.