Скандальный законопроект, облагающий дополнительной налоговой нагрузкой малый бизнес, все-таки будет внесен в Госдуму. Еще в пятницу утром предпринимательское сообщество праздновало победу: мини-бизнесмены думали, что их протесты возымели действие. Появилась информация, будто автор законопроекта Андрей Макаров снял его с обсуждения.
Но всего через несколько часов пошли плохие новости. Сначала такая: Андрей Макаров как публичный человек и телеведущий просто не захотел подвергать себя критике. И законопроект будет внесен непосредственно правительством. Тем более что автор идеи документа — премьер Дмитрий Медведев. А затем пресс-служба Макарова сообщила, что предлагаемые поправки он не снимал и чтения законопроекта в Думе начнутся, вероятно, уже на будущей неделе.
Законопроект позволяет местным властям назначать муниципальные сборы для 23 видов малого бизнеса: начиная от парикмахерских и заканчивая туалетами. Средняя сумма сбора — 600 тысяч рублей в квартал. Но заплатить нужно будет все авансом за весь год. То есть 2,4 миллиона.
А теперь возьмем типичную мини-парикмахерскую в спальном районе. Помещение размером 30 квадратных метров, три мастера, которые сами же являются и учредителями предприятия. После уплаты аренды и налогов они получают на руки по 100–120 тысяч рублей в месяц. То есть 900 тысяч в квартал на всех. Если закон вступит в силу — две трети зарплаты придется отдать. Но и то полбеды: их придется отдать заранее, когда эти деньги еще не заработаны. Где их взять? В кредит? Но ставка по нему съест остальную часть зарплаты.
Проще всего будет мелким торговцам. Их не очень видно. Они просто перестанут платить налоги вообще, предпочтя, как в «лихие 90-е», уйти в тень и платить «крыше». А вот парикмахерская, о которой я говорю, просто закроется. Равно как сапожные мастерские и металлоремонты.
И пострадают от этого не только мастера и жители близлежащих домов, но и город. Материально пострадает.
Малый бизнес дает всего лишь 10% бюджета Москвы. Для сравнения: в большинстве жемчужин Европы это 70%. А 6% из этих десяти город получает от мини-бизнеса за аренду помещений. Если предприниматели — поставщики услуг прекратят деятельность, то и платить за аренду перестанут.
Так какую финансовую выгоду получат муниципальные власти? В одном из экономических обоснований фигурирует такая цифра: одна только Москва получит 50–70 миллиардов, причем в начале года, сразу, авансом. Это важно, поскольку дефицит столичного бюджета на будущий год — 147 миллиардов.
На практике же, если хотя бы треть малых предприятий закроется или уйдет в тень — город потеряет эти же 50–70 миллиардов. В общем, потеря не страшная с учетом того, что суммарные доходы бюджета составят, по прогнозам, 1,5 триллиона. И все-таки зачем терять даже эти деньги, особенно в условиях, когда дефицит все-таки присутствует?
Ответ кажется простым. Была команда сверху: написать закон, который позволит неблагополучную картину в экономике украсить очередной красивой циферкой, — написали. Если скажут принять — примут. А пользу это принесет или вред — никого не колышет.
Одна надежда остается. На то, что столичный градоначальник и его коллеги в регионах не будут применять этот закон. Ведь он не обязывает местные власти вешать на малый бизнес новые налоги, а только дает такое право.