Среди достижений последнего года, упомянутых главой Минобрнауки, — принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (при этом «никаких форм оценки детей она не предполагает», особо подчеркнул он) и сокращение перечня учебников, допущенных в школу, с 3 тыс. до 1,5 тыс. Завершение разработки примерной образовательной школьной программы с единым ядром, обязательным для изучения в любой школе страны, и введение выпускного сочинения (его впервые напишут 3 декабря). Участие 15 российских вузов в программе международной конкурентоспособности и выделение в будущем году 506 тыс. бюджетных мест в вузах (в 2014-м было выделено 485 тыс.). Длительная стабилизация средней родительской платы за детские сады на уровне 1410 руб. в месяц и переход на двухуровневое изучение и сдача математики в школе...
Правда, на эту бочку меда у других участников думского «правительственного часа» тут же нашлась своя ложка дегтя. И не одна. Школьные библиотеки, как оказалось, «переживают кризис, а библиотекари получают по 5–7 тыс. рублей в месяц». На бесплатные кружки для детей в проекте бюджета не нашлось средств, равно как на бесплатные продленки, а также на коррекционные школы для инвалидов: за последние месяцы закрылись сразу 300 таких школ, и родители стали выходить на улицы с массовыми акциями протеста. Зато процветает бюрократия: кто-то подсчитал, что по сравнению «с периодом проклятого застоя число отчетных бумаг на данный момент возросло в 22 раза!»
Добавил критики и аудитор Счетной палаты Владимир Катренко. Он напомнил, что для «расшивки» проблемы очередей в детские сады из федерального бюджета ежегодно выделяется 50 млрд руб. Однако в 2014 году было создано всего 182 тыс. дополнительных мест в садиках и, хуже того, в целом по стране освоено лишь 38% от общего объема выделенных средств. Причем данные о длине очереди в детские сады, предоставляемые Минобрнауки, на 100 тыс. меньше, чем те, что имеются в регионах. Не задалось, по оценке Счетной палаты, и в отечественной сфере высшего образования: финансирование наших вузов-претендентов на топовые позиции в международных рейтингах увеличилось втрое, а отдачи никакой — в топ-списки по-прежнему входит лишь один.
Вволю покритиковав министерство, депутаты выдвинули свои предложения. И прежде всего — закрыть программу «Глобальное образование», предусматривающую оплату из бюджета обучения российских студентов, самостоятельно поступивших в один из ведущих зарубежных вузов. Эта учеба, подчеркнул Валерий Селезнев, «проходит в странах, проводящих агрессивную политику в отношении нашей страны. И за наши же деньги мы получим оттуда высококачественных иностранных агентов, которые, отработав положенные три года на наших предприятиях, сообщат потом обо всех наших слабых местах. И доллар будет стоить на 50, а 500 рублей!» (В крайнем случае депутат согласился не свернуть программу вовсе, а исключить из нее страны, отличающиеся особо антироссийской политикой.)
Владимир Жириновский пошел еще дальше. По его мнению, настало время отменить в наших школах изучение всех иностранных, а заодно и национальных языков России, оставив их разве что в качестве факультатива. «И побольше интернатов, — дополнил лидер ЛДПР свой план модернизации образования. — Армия сейчас сворачивается, казармы освобождаются: вот готовые здания».