– В последние дни в Иерусалиме произошли драматические, даже трагические события – это и столкновения палестинцев с полицией на Храмовой горе и автомобильные теракты с наездами на мирных граждан. Чем эти события были вызваны?
– Прежде всего замечу, что Израиль сохраняет свою приверженность обеспечению свободы вероисповедания и доступа к святым местам Иерусалима и статуса-кво на Храмовой Горе. Как известно, в Иерусалиме живут представители разных религий, и все они имеют доступ к святым местам. Начиная с 1967 года, когда в результате Шестидневной войны Иерусалим был объединен под израильским суверенитетом, правительство Израиля поддерживает статус-кво в святых местах разных религий. Что касается Храмовой Горы – святого места для евреев, мусульман и христиан,- то там во имя поддержания того самого статуса- кво, как это ни парадоксально, права евреев ограничены. Евреи могут подниматься на Гору только по предварительному согласованию с Вакфом (религиозной организации, управляющей мусульманскими святынями от имени Иордании), который с 1967 года заведует этим местом. Те беспорядки, которые происходят в Иерусалиме вообще и на Храмовой Горе в частности, и угрожают распространиться и на другие районы – это результат подстрекательства и разжигания религиозной ненависти. В конце октября после покушения на израильского раввина Иегуду Глика, предпринятого активистом радикальной палестинской группировки, власти Израиля временно ограничили доступ к комплексу мечети Аль-Акса не только для мусульман, но и для иудеев и христиан, чтобы стабилизировать ситуацию.
В то же время председатель Палестинской автономии Махмуд Аббас, заявил, что евреи своим присутствием оскверняют Аль-Аксу и призвал палестинцев любыми способами предотвратить посещение евреями Храмовой Горы. Эти подстрекательства уже привели к нескольким терактам в Иерусалиме, в результате которых погибли и были ранены граждане Израиля. Вместо того, чтобы осудить эти теракты, Махмуд Аббас направил письмо соболезнование семье террориста, покушавшегося на жизнь раввина Иегуды Глика. В письме он назвал террориста героем-мучеником, а израильские силы правопорядка – бандой террористов, подменив понятия.
– И все-таки, как можно объяснить происходящее в Иерусалиме?
– Чтобы объяснить, нужно войти в атмосферу израильско-палестинского конфликта. Политические потребности палестинской стороны приводят ее к попыткам перевести этот конфликт на религиозную почву, играя на религиозных чувствах населения. Заявление палестинского руководства во главе с Махмудом Аббасом вызывает тревогу и представляет наибольшую опасность.
Полиция Израиля, которая несет ответственность за общественный порядок в Иерусалиме, уделяет особое внимание уважению чувств верующих мусульман на Храмовой Горе. Полиция присутствует на Храмовой Горе только для поддержания порядка. Ни кто иной, как сами палестинские экстремисты ставят под угрозу эту святыню, превратив ее в базу для насилия. Они используют взятую в мечети мебель для сооружения баррикад, складируют в ней воспламеняющиеся материалы, такие как коктейли Молотова, запускают оттуда петарды, при этом рискуя разжечь пожар в месте, которое они определяют как третье по святости в Исламе.
– То есть попытка религиозными евреями совершить все-таки молитву на Храмовой горе стала одним из поводов к столкновениям?
– Как я сказала выше и подчеркиваю снова – поводом к столкновениям стало беспочвенное подстрекательство ПА. Думаю, что у каждого человека – религиозный он или нет, приходящего на Храмовую гору или к Стене плача, есть внутренняя молитва, просьба. И это можно расценивать или как молитву или как присутствие. Это опять-таки вопрос политического подхода к ситуации. Хочу обратить ваше внимание на то, что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу заявил, что приоритетом израильского правительства является сохранение статуса-кво на Храмовой Горе.
– Есть еще одна проблема – недавно Биньямин Нетаниягу заявил о строительстве новых поселений в Иерусалиме, что вызвало большую реакцию в мире... К примеру, глава европейской дипломатии Федерика Могерини резко высказалась по поводу этой проблемы.
- Что касается заявлений г-жи Могерини, она недавно вступила в свою должность и прежде не бывала в Израиле. Но как раз сейчас, когда мы с вами беседуем, она впервые прибывает в нашу страну. Хочется верить, что, ознакомившись с ситуацией, она сможет более объективно смотреть на происходящее. Если говорить о строительстве, которое является камнем преткновения, необходимо объяснить, что решение о строительстве было принято не вчера и не сегодня и не в ответ на какие-либо события в нашем регионе. Планы строительства в Израиле принимаются на протяжении нескольких лет. Израиль – суверенное государство. Никто не может запретить нам строить, как невозможно запретить строительство в Париже, в Москве или в любом другом городе мира.
Подчеркну, что речь идет не о новых поселениях, а о уже существующих районах Иерусалима. Решение о строительстве было принято несколько лет назад. Строительство предназначено не только для еврейского, но и для арабского населения. В каждом государстве есть естественный прирост населения и необходимо заботиться об обеспечении граждан жильем. Хочу обратить ваше внимание на то, что жилье строится и для арабского населения Иерусалима. Еще один пример – в западной Галилее будет построен город для сорока тысяч израильских арабов. Мировому сообществу следует обратить внимание на эти шаги.