Выборы на Украине состоялись — и можно подвести некоторые итоги, ибо портрет Верховной рады, законодательного органа ближайшего соседа России, уже вполне очевиден.
Конечно же, в парламент прошли те, кто близок идеям нынешнего президента Петра Порошенко. Во-первых, это его блок под таким же названием, далее — партия премьер-министра Арсения Яценюка «Народный фронт» и неожиданно выскочившее на политическую арену объединение «Самопомощь» под лидерством мэра Львова Андрея Садового.
По этой первой тройке комментарии будут краткими: стратегически отдельный путь двух лидеров Украины, Порошенко и Яценюка, вполне объясним — это два лидера, и они все же разные. Порошенко — более умерен, Яценюка можно назвать ястребом, поэтому кого хочешь — того и выбирай. Однако оба они настроены на путь в Европу. Что касается «Самопомощи», то тут проявилось желание избирателей увидеть наконец во власти новые лица. А лицо у г-на Садового вполне европейское, ибо те, кто побывал в современном Львове, подтвердят: мэр сделал из него чудесную туристическую Мекку. Садовой как бы совмещает в себе и хозяйственника, и европейца — поэтому неудивительно, что именно за его объединение голосовала молодежь.
На четвертом месте — так называемый «Оппозиционный блок», в котором собрались, наоборот, «осколки старой власти». Старая гвардия Януковича, понятно, никуда не исчезла, как не исчезла и тяга к советскому прошлому у значительной части возрастного населения Украины. И если по партийным спискам этот блок стоит на четвертом месте, то после прихода в парламент депутатов-мажоритарщиков «привета из прошлого» станет значительно больше, ибо именно старая гвардия, будучи начальниками на местах, продавливала свои кандидатуры, используя административный ресурс.
Следующее, пятое место, у партии Олега Ляшко — это украинский Жириновский, и этим, собственно, все сказано. На последнем месте Юлия Тимошенко и ее партия «Батькивщина» — ну, кто такая Тимошенко, объяснять, думаю, не нужно. Вот и все.
Заметим постфактум, что ни радикальная партия «Свобода», ни пресловутый «Правый сектор» в парламент вообще не вошли, что, безусловно, усложнит работу отечественных пропагандистов, изображающих Украину стонущей под пятой фашистов-бандеровцев.
Однако главная интрига начинается именно сейчас, ибо уже известно, что партии, прошедшие в Раду, предполагают создавать коалиции. И на этом следует остановиться подробнее.
Если говорить о так называемой правящей коалиции, то уже известно, что туда не будут брать г-на Ляшко. А некоторые депутаты в достаточно грубой форме вообще советуют ему не появляться в зале заседаний Верховной рады. В коалиции Ляшко не ждут, ибо он там не нужен даже с точки зрения численности. Ведь с учетом депутатов-мажоритарщиков, которые шли как самовыдвиженцы и, скорее всего, как любые хитрецы-бизнесмены и экс-чиновники, примкнут именно к партии президента, в блоке Порошенко будет человек сто пятьдесят. Плюс «Народный фронт» г-на Яценюка — это человек девяносто. То есть даже две фракции могут взять двести пятьдесят голосов — это уже парламентское большинство. А если к ним присоединится и «Самопомощь», то это будет уже большинство, близкое к конституционному. Поэтому брать еще кого-то — значит, делиться портфелями, включать в коалиционное соглашение какие-то дополнительные требования. А зачем? Тем более что за г-ном Ляшко, как известно, стоит Сергей Левочкин — известный политик и крупный предприниматель, в то время как на «Народный фронт» и «Самопомощь» имеют значительное влияние г-да Коломойский, Мартыненко и ряд других крупных предпринимателей и олигархов, которые находятся с г-ном Левочкиным в достаточно сложных отношениях. Все это накладывает ограничения на состав коалиции.
Что касается Юлии Тимошенко, то по отношению к ней, скорее всего, будет такая политика, что «мы ее как бы зовем, но как бы и не очень». Потому что опять же — на всех портфелей не хватит. Дело усложняется тем, что непонятна позиция «Самопомощи». Г-н Садовой сделал заявление, что, в общем-то, он за вход в коалицию, но у него есть свои условия, и он имеет свои соображения. Для «Самопомощи», похоже, пока не очевидно, нужно ли ей входить в провластную коалицию и брать на себя ответственность за многие непопулярные решения, которые будут предлагаться. Или лучше стоять в сторонке и ждать политической амортизации Порошенко и Яценюка. А потом, на следующих выборах, заявить, что «мы не имели к этому всему отношения», и занять лидирующие места. То есть поступить ровно так, как поступил нынешний президент Петр Порошенко, который вовремя дистанцировался от Януковича и его команды.
Не забудем, однако, про «Оппозиционный блок». Хотя в соцсетях вовсю идет стеб — сколько нужно подвести для этого блока мусорных баков (как известно, бросать в них нелюбимых политиков стало украинской народной забавой), тут все не так просто, как некоторым кажется.
С одной стороны, они получили на выборах всего около десяти процентов. С учетом мажоритарщиков и самовыдвиженцев, может быть, дотянут свою фракцию до пятидесяти-шестидесяти человек. Но все равно с учетом коалиции, которая готовится между двумя крупными фракциями, это вроде немного. Однако если посмотреть в будущее, то вокруг этой силы возможно формирование движения, альтернативного тому курсу, который осуществляет действующая власть. Ибо нельзя забывать: многие недовольны тем, как развивается ситуация в стране. А с другой стороны, можно предположить, что не все будет гладко и у Порошенко с Яценюком.
Ведь по сути, да и по Конституции Украины, президент и премьер — две равновеликие силы. А весь предыдущий украинский опыт говорит о том, что политикам сложно договариваться, если они равновелики. У них начинается вражда, как было в 2008–2009 годах, когда Ющенко и Тимошенко, по факту будучи в одной коалиции, вели жестокую войну друг против друга, даже этого не скрывая. И никто не знает, что будет в новой коалиции, учитывая амбиции ее лидеров. Поэтому может сложиться парадоксальная ситуация: Порошенко и Яценюк начинают враждовать, «Самопомощь» стоит в сторонке, переговорный авторитет Тимошенко ничтожен... И когда кому-то из них (либо Яценюку, либо Порошенко — скорее, Порошенко как человеку более умеренному) потребуется помощь некой третьей силы, то как раз этой третьей силой может стать «Оппозиционный блок».
На данном этапе, конечно, невозможно представить, чтобы блок Порошенко имел какие-то переговоры с «Оппозиционным блоком» — избиратели этого не поймут. Но кто знает, что случится в стране через полгода, год, полтора... Может сложиться такая ситуация, что это будет преподнесено как единственный путь для спасения страны. На что, собственно, и расчет у старорежимных «оппозиционеров». Они будут сидеть ждать, не будут ни за что голосовать, а будут смиренно сносить удары и мусорные баки, надеясь, что их час все-таки пробьет. И, кстати, для них важен имидж гонимых, к которым применяют насилие, — это скорее плюс, чем минус. Ведь синяки и ушибы можно и Европе показывать, и поддерживать этим свой, недовольный политикой власти электорат.
Так каков же он — этот новый парламент Украины?
Несмотря на все описанные нюансы, по большому счету, он незатейлив: вот — правые, вот — левые. Вот — те, кто хочет в Европу, а вот — те, кто мечтает о советском прошлом, но на новый, украинский лад. Очевидно, что жизнь этого парламента не будет простой, но он уж точно окажется «местом для дискуссий».
Но главное в нем — то, что, несмотря на нарушения в ходе голосования, несмотря на попытки подкупа избирателей гречкой и продуктовыми наборами — ключевым доводом украинской политики прошлого, этот парламент четко отражает мнения граждан. И поблагодарить за это нужно, видимо, Россию, которая не дает украинскому обществу расслабиться. Вот почему этот парламент, конечно, может быть разным, но у него будет одна черта, радикально отличная от парламента предыдущего: он будет однозначно проукраинским, без прежней оглядки на восток.
Украина, которую мы потеряли.