В прошлом месяце с президентом Соединенных Штатов Бараком Обамой произошла такая история. Дело происходило в Нью-Йорке, куда Обама прибыл на сессию Генассамблеи ООН. Воспользовавшись паузой в ооновских бдениях, президент и первая леди Мишель решили поужинать в знаменитом на Манхэттене ресторане «Эстела». Если судить по кухонному квитку, опубликованному в интернете, то первая чета Америки заказала буррату с салсой верде, поджаренные хлебцы и цикориевый салат с грецкими орехами и анчоусами. Не густо!
Расправившись с ужином, президент протянул официантке свою кредитную карточку. Официантка взяла ее и удалилась. Вскоре она вернулась и, сгорая от смущения, сказала Обаме, что аппарат отверг его карточку. Позднее президент выдвинул такую версию отказа: «Я редко пользуюсь своей кредиткой, и, видимо, поэтому машина заподозрила обман». Президент пытался доказать официантке, которая к этому времени уже сгорела от стыда, как Жанна д’Арк, что он всегда аккуратно платит по счетам и что его кредит равняется семи миллионам долларов. Но система кредиток демократична. Она не разбирает, кто президент, а кто простой смертный. Хорошо, что кредитка Мишель оказалась в порядке.
Эту курьезную историю Обама рассказал в прошедшую пятницу, выступая в Вашингтоне на заседании Бюро финансовой защиты потребителей. Он посетил это ведомство для того, чтобы подписать президентский указ об усилении мер безопасности при пользовании… кредитными карточками!
Курьез в Манхэттенской «Эстеле» напомнил мне другой курьез — в московском «Коктейль-холле», находившемся в самом начале улицы Горького, ныне Тверской. В столицу Советского Союза приехал «мириться» президент Югославии Иосиф Броз Тито. От имени Страны Советов с ним «мирился» Никита Сергеевич Хрущев. В целях наглядной демонстрации отремонтированной советско-югославской дружбы Хрущев и Тито решили прогуляться по улице Горького.
День был неистово жарким, и вскоре оба лидера, отличавшиеся корпулентными формами, стали исходить потом. И вот «в верхах» было принято решение — заглянуть в «Коктейль-холл» и освежиться. Сказано — сделано. Хрущев, Тито и сопровождающие их лица вошли в тогда единственное в этом роде заведение в Советском Союзе. Лидеры заказали себе легкие коктейли. Сопровождавшие их лица, находившиеся при исполнении служебных обязанностей, не позволили себе этого, хотя тоже заливались потом и задыхались от жары. Но всяк сверчок, знай свой шесток.
Хрущев и Тито побаловались коктейлями. Официантка принесла счет. Но оказалось, что главы двух держав не имеют в кармане денег, как это обычно водится у них. Тут подсуетился я и заплатил официантке за обоих. И Хрущев, и Тито поблагодарили меня и обещали в долгу не остаться.
С тех пор прошло много лет. Оба лидера ушли в мир иной, так и не расплатившись со мной. И это тоже в духе многих глав государств — давать обещания своим гражданам и не выполнять их.
Вот что напомнила мне история с кредитной карточкой Обамы.