Был подписан документ о поставках российского газа в Китай по «восточному маршруту». Это не дежа вю. В мае с помпой уже подписывали договор о купле-продаже природного газа между "Газпромом" и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией. Но чтобы тот самый "договор века" вступил в силу, необходимо было подписать еще и соглашение. Оно, к слову, будет действовать сорок долгих лет, а затем, возможно, автоматически продлеваться каждые пять лет.
Восток - дело тонкое. И таких "тонкостей" в договоре много. Например, до сих пор не известна цена, по который наша страна будет поставлять Китаю газ. И неизвестна она, вероятно, потому что до сих пор не определена. Китайцы - сложные переговорщики.
Кроме того, Россия надеется на большие китайские инвестиции при строительстве трубопровода "Сила Сибири", который строится специально под этот договор. Однако китайский авансовый платеж за газ, который намеревались вложить в строительство - 25 млрд долларов - повис в воздухе.
Все эти "тонкие" моменты, возможно, объясняются тем, что в условиях западных санкций против России наш восточный сосед выторговывает себе наиболее выгодные условия. И Россия идет на значительные уступки Китаю. Но публично в Белом доме эти вопросы не поднимались вовсе.
Да и переговоры о поставках российского газа в Китай по "западному маршруту" (из Западной Сибири по газопроводу "Алтай") зависли. Стороны рассчитывали уладить все вопросы уже в ноябре. Теперь Дмитрий Медведев выражает надежду, что договорятся хотя бы в следующем году. При этом он отказывается комментировать какие-либо коммерческие условия будущего контракта.
Помимо газового соглашения были подписаны и все остальные документы. Экспортно-импортный банк Китая заключил рамочные соглашения о кредитных линиях с банком ВТБ, о предоставлении торгового финансирования - с Россельхозбанком. Еще один документ предусматривает реализацию инвестпроекта по строительству в Липецкой области завода по производству транспортных средств, а на китайской территории - создания логистического центра с участием российского бизнеса.
Поднебесная проявила интерес и к участию в строительстве и финансировании первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань, стоимость которой оценивается в триллион рублей. На сколько миллиардов тянет это "взаимопонимание" чиновники не озвучивали.
Общий благостный настрой мог быть омрачен лишь двусмысленной фразой Ли Кэцяна: "Россия является крупнейшей по территории страной в мире. А Китай - по населению". Опасную мысль глава Госсовета КНР развивать не стал и просто пригласил Дмитрия Медведева в гости в следующем году.