Участники делового форума "Россия зовет" пребывали если не в упадническом, то в достаточно тревожном настроении. Общие опасения еще до приезда Владимира Путина сформулировал Герман Греф. "Все понимают, что России нужна конкурентная и эффективная экономика, - сказал он, - Но никто не верит в то, что нечто подобное будет создано". И западные, да и российские бизнесмены искренне хотели узнать у президента, куда же все-таки зовет их Россия. И что будет, если санкции в ближайшее время не отменят, а цена на нефть упадет ниже ключевой для российского бюджета отметки 96$ за баррель.
Путин, как мог, постарался успокоить бизнес. Россия, в отличие от некоторых отцов-основателей, разделяет принципы ВТО. И продолжает стратегический курс на развитие открытой конкурентоспособной экономики, заверил он. Состояние государственных финансов, по мнению ВВП, не должно вызывать опасений. По итогам января-августа профицит бюджета достиг 900 млрд руб, это вдвое больше, чем за тот же период 2013 года. Власти продолжают придерживаться бюджетного правила, отчисляя излишки нефтяных доходов в резервный фонд. "Его объем в настоящий момент составляет 9% ВВП", - похвалился Путин. Из видимых проблем он назвал только инфляцию, которая из-за роста цен на продукты питания к концу года, по всей видимости, достигнет 8%. Но и тут есть положительные моменты: санкции будут стимулировать инвестиции в отечественное сельское хозяйство. "Я точно уверен, что всплеск инфляции носит временный характер", - заявил президент.
Бюджет следующего года, по его оценкам, предполагает весьма умеренный дефицит - 0,5-0,6% ВВП при базовой цене нефти 96$ за баррель. И хотя никто не знает, что будет с ценами дальше, правительство найдет инструменты, которые позволят обеспечить экономический рост, и строго выполнит все бюджетные обязательства, включая социальные. Путин подчеркнул, что, несмотря на сложности, власти не стали увеличивать налоговую нагрузку на бизнес и вопреки слухам не планируют вводить какие-либо валютные ограничения или ограничения по движению капитала. Он призвал предпринимателей не предавать слишком большого значения колебаниям на валютном рынке, поскольку фундаментальные факторы, обеспечивающие стабильность финансовой системы у России сильные и надежные. "Это фактически бездефицитный бюджет, значительные резервы, крепкий платёжный баланс", - как мантру перечислил президент, пообещав, что в случае необходимости ЦБ продолжит валютные интервенции. В течение 2015 года в России, по его словам, будет создана национальная система платёжных карт с независимой инфраструктурой: единым операционным центром и собственными платёжными инструментами. "Она должна обеспечить безопасность и конфиденциальность расчётов наших граждан", - пояснил президент.
Предприниматели не ждали от главы государства особых откровений и конкретных предложений по улучшению инвестклимата. "Главное, - признавались в кулуарах участники форума, - чтобы его выступление не принесло дополнительных негативных новостей". И с этой задачей Владимир Путин, надо признать, справился на "пятерку". Он не только не сказал ничего плохого, но и пообещал немало хорошего. В частности, по словам президента, в ближайшее время государство объявит о приватизации своих активов в энергетических компаниях, чего давно уже ждут западные инвесторы. "Кроме того, мы внимательно смотрим, какие оборонные предприятия, не все, конечно, могли бы быть акционированы и часть их собственности реализована на рынке", - сделал неожиданное признание ВВП. Он пообещал, что в следующем году будут запущены механизмы проектного финансирования, через которые предприниматели смогут получить доступ к льготным кредитам на проекты в сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности. Другими источниками финансирования станут фонд развития промышленности, фонд прямых инвестиций и ресурсы Внешэкономбанка, которому государство перечислит 30 млрд руб.
Когда подошло время общения с залом, Путин признался, что после выступавших на первой сессии экономических министров и представителей госбанков ему уже нечего сказать. "Я могу только улыбаться в некоторых местах, показывая, что не так страшен черт, как его малюют, или насупить брови, чтобы сказать: "Нет, так не пойдет", - пошутил он. Но тем не менее ответил на все прозвучавшие с мест вопросы. В звенящей тишине аудитория слушала его интерпретацию дела "Башнефти". (Об этом еще несколько недель назад собирался спросить президента глава РСПП Александр Шохин, однако в итоге ограничился письменным посланием, переданным через фельдъегерскую службу). Путин признал, что "вопрос не праздный", но предпринимателям нечего беспокоиться: никакого массового пересмотра итогов приватизации не будет. "Один случай от другого могут системно и качественно отличаться, - заявил он, - Если у правоохранительных органов возникли вопросы, мы не имеем права отказать им в расследовании. Но все решения будут лежать в гражданско-правовой и арбитражной плоскости, я не собираюсь туда вмешиваться".
Еще один политический вопрос традиционно касался Украины, а один из бизнесменов, сам того не желая, заставил президента вспомнить о прошлом: " Когда мы познакомились с Генри Киссенджером, он настойчиво расспрашивал, где я работал. Наконец, он меня достал, и я признался в разведке работал, в советской. Он на меня посмотрел - все приличные люди в разведке работали, и я тоже". Зал рассмеялся шутке. В итоге президент и бизнесмены расстались вполне довольные друг другом.