Как сообщает портал "Лига. новости", генпрокурор Украины Виталий Ярема считает, что закон о люстрации по многим статьям не соответствует Конституции Украины и требованиям международного законодательства.
"Под этот закон подпадает около одного миллиона граждан. Нарушается принцип индивидуальной ответственности. Если этот закон вступит в силу, мы породим большое количество обращений в суды, в том числе и в Европейский суд по правам человека… Представьте себе: человека увольняют, на его место назначают другого человека, а потом он восстанавливается судом… Это может вызвать некоторый хаос в организации работы", - отметил Ярема (тут стоит отметить, что коллега генпрокурора - глава ведомства в Днепропетровской области Роман Федик - сегодня и сам был люстрирован: как заявил Ярема, к тому на рабочее место пришел "люстрационный комитет" и напал на госслужащего; по данным местных СМИ, прокурору надели мусорное ведро на голову).
Он подчеркнул, что Генпрокуратура проводит активное расследование в том числе и злоупотреблений со стороны сотрудников прокуратуры, судей и следователей, которые объявляли подозрения и арестовывали участников Майдана. "Только за то, что они перевозили покрышки в своих автомобилях. Мы действительно привлекаем к уголовной ответственности этих лиц и работа продолжается. Но есть такие следователи и прокуроры, которые отказывались объявить подозрения и выполнять указания руководства. Но они тоже попадают под люстрацию. Мне кажется, что к этому закону надо подойти более тщательно и взвешенно", - считает он.
Во время событий на Майдане сторонники обновления общества и власти выдвинули требования люстрации. До этого ни разу в украинских законах такая мера не была предусмотрена. Возле здания Рады прошло несколько акций, в которых люди требовали принятия такого закона. Наконец, 16 сентября Верховная Рада проголосовала во втором чтении и в целом законопроект №4359а "Об очищении власти"(о люстрации). Потом уже в окончательную редакцию закона в результате политических торгов было внесено около 400 правок.
Спикер Верховной рады Александр Турчинов 25 сентября подписал этот закон и направил его на подписание президенту. Президент Петр Порошенко позднее сказал, что, скорее всего, подпишет закон, однако у него еще есть время и он хочет посоветоваться с общественностью.
Требования по люстрации чиновников такие: потенциальный кандидат не должен входить в список ста богатейших людей Украины, не должен занимать руководящую должность в исполнительной власти, быть сотрудником администрации при Януковиче и быть причастным к нарушениям прав человека и коррупционной деятельности, отмечает РИА "Новости".
Теперь эксперты считают, что даже если Петр Порошенко подпишет закон и не учтет мнение генпрокурора, то Конституционный суд потом этот закон отменит.
В частности, глава киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский заявил: «Все, что сказал Ярема, конечно, соответствует действительности, это никакое не открытие. Сам президент как-то двусмысленно отозвался об этом законе. С одной стороны, сказал, что народ вроде бы хочет обновления власти, что вроде бы все правильно, а с другой стороны, сказал, что лучше всего люстрировать во время выборов. Как на Украине происходит люстрация во время выборов, видно сегодня, когда один из кандидатов в депутаты парламента, нынешний депутат Нестор Шуфрич пытался провести в Одессе пресс-конференцию, и в итоге его избили. В полном соответствии с тезисом Порошенко, что нам не надо строить демократию, что она у нас уже есть. Поэтому слова Яремы выглядят довольно странно для представителя этой команды, с другой стороны, он все-таки представитель правовой структуры и должен что-то по этому поводу сказать».
«Он (Порошенко) не решается противостоять этой волне варварства, то ли он не чувствует за собой достаточно силы и влияния на силовые структуры, то ли по другой причине, но, мне кажется, что есть большая вероятность, что он все-таки подпишет этот закон, а затем договорится о том, то Конституционный суд его отменит. Я потом хотел бы посмотреть, какой дорогой будут идти домой члены Конституционного суда, и какие силы надо будет привлекать для того, чтобы их охранять после этого решения. Но моя версия такая — президент подпишет, а Конституционный суд, куда есть по этому поводу обращение, посчитает, что закон противоречит Конституции», — сказал эксперт.