«Никаких доказательств и никаких серьезных материалов найдено не было, – так отметил на вопрос о присутствии российских войск на территории Украины постпред РФ при ОБСЕ Андрей Келин. – И, кстати, представители руководства ОБСЕ в интервью, которые они давали западной прессе, говорили, что у них нет никаких свидетельств присутствия регулярных российских войск на Украине. Мы со своей стороны – я, в частности, как посол поступаю очень просто. Когда мне говорят о неком мифическом присутствии российских войск, я поясняю, что у нас есть специальные механизмы для разбора таких разборов таких вопросов. В ОБСЕ действует форум по безопасности и сотрудничеству, есть военные специалисты. Предъявите на этом форуме все, что у вас есть. Материалы, фотодокументы, какие-то свидетельства. Мы готовы разбираться по каждому случаю. Если есть что предъявить – давайте».
Также Келин прокомментировал новость о найденных на территории Украины массовых захоронениях, о которых ОБСЕ недавно сообщила в своем докладе: «Наблюдатели посетили 3 захоронения и зафиксировали в докладе наличие на тот момент 9 тел в двух захоронениях. Те подробности, о которых сообщали наши журналисты, они действительно зафиксированы в докладе. Мы со своей стороны обратились к руководству ОБСЕ с тем, чтобы организация держала эти накапливающиеся трагические факты в поле зрения. Наблюдатели должны выезжать на место, следить за ведущимися эксгумационными работами. Почему это важно? Мы порядка 50 раз – за весну, лето, начавшуюся осень – поднимали вопрос о гуманитарных преступлениях на Украине, нарушениях Женевской конвенции и правил проведения войны. Но такого, наверное, еще не было, потому что это не просто нарушение гуманитарного права – речь идет о военном преступлении. Необходимо найти тех, кто это сделал, необходимо провести тщательное расследование». В то же время дипломат пояснил, что ОБСЕ не имеет мандата на расследование. Если факты будут множиться, тогда организация потребует провести серьезное расследование с привлечением специалистов, пояснил Келин.
«Всего сейчас работает на Украине 229 наблюдателей, – сообщил журналист поспред РФ, – из них 80 – на Донбассе. Это небольшая цифра. Предстоит увеличить это количество существенно – до 350 человек. Эти наблюдатели будут размещены в пяти секторах. И им будут выданы дополнительные технические средства. Здесь речь идет о беспилотниках. Это гражданская миротворческая операция, и это новая форма работы ОБСЕ, когда такое значительное количество наблюдателей отправляется туда для того, чтобы следить за строгим выполнением соглашений и обеспечить предпосылки для урегулирования. Это не просто – набрать такое количество людей, предстоит набрать 250-300 человек специалистов и обучить. Обучение занимает 7-10 дней. В неделю мы можем выпустить порядка 23 человека для того, чтобы постепенно наращивать в секторах их количество. Россияне уже принимают участие. На данный момент мы имеем 14 наблюдателей и 26 человек профессионалов – в основном это бывшие полицейские, а также сотрудники министерства обороны».
Также Келин отметил соблюдение перемирия на территории Украины: «ОБСЕ сегодня работает в новых условиях, когда на Украине установилось и соблюдается хрупкое перемирие. Оно длится уже немало – двадцать дней. Это срок серьезный. И каждый следующий день, без сомнения, увеличивает наши надежды на то, что прекращение стрельбы будет продолжаться и люди – гражданское население особенно – не будут больше гибнуть, и ничего больше трагического, как это было в последние месяцы, не повторится. К позитивному мы спокойно можем отнести обмен военнопленными, доставку гуманитарной помощи и возвращение мирных жителей в Луганскую и Донецкую области, что фиксируют наблюдатели ОБСЕ на пунктах пропуска в Донецк и Луганск. Это все позитивно, хотя понятно, что далеко не все тяжелые вооружения отведены, но мы можем констатировать уменьшение обстрелов с обеих сторон, в том числе и с украинской стороны, где-то в два три-раза по сравнению с тем периодом, который предшествовал подписанию меморандума в Минске».