Аварийные отключения пока затрагивают только промышленные предприятия и организации, которые не относятся к сфере жизнеобеспечения, социального и жилищного фонда. Украинские энергетические компании были вынуждены пойти на этот шаг из-за нехватки газа и угля в хранилищах. Украина лишилась газа в результате срыва переговоров с Россией, а угля — в результате боевых действий в Донбассе. Между тем министр кабинета министров Украины Остап Семерак уже успел назвать решение «Киевоблэнерго» о введении графиков аварийных отключений электроэнергии методом политического давления на руководство страны. По его мнению, на такой шаг владельцы компании пошли из-за санкций России, под которые они попали, в то время как с электроэнергетикой на Украине все в полном порядке.
Как метко заметил мэр Киева Владимир Кличко, чтобы холодная вода стала горячей, ее нужно подогреть, но в стране нет для этого газа. Сейчас горячая вода осталась только в детских садах, школах и больницах. В результате украинцы начали подогревать воду самостоятельно, предварительно скупив электрические обогреватели. Неудивительно, что в связи с этим в стране возникли перебои с электричеством. Например, 23 сентября сразу 20 районов Харьковской области остались без электричества примерно на два часа. Причиной отключения представители «Харьковоблэнерго» назвали превышение нормы использования электроэнергии на 70–80 мВт/час. Власти страны заверяют, что перебои в электроэнергии могут продлиться месяц или больше, а пока они советуют украинцам перейти на режим жесткой экономии.
Решить газовый кризис предлагается также за счет увеличение тарифов внутри страны. Замглавы «Нафтогаза» Александр Тодийчук заявил, что инициатива о единой цене на газ для промышленности и населения была поддержана министерством энергетики и угольной промышленности Украины. Для рядовых украинцев это означает, что цена за потребление газа для них подскочит примерно в четыре раза.
Некоторые украинские политики, среди которых был и премьер-министр Украины Арсений Яценюк, надеялись, что страна сможет пережить газовый кризис, перейдя на потребление угля. Но война в Донбассе привела к закрытию местных шахт и уничтожению всей сопутствующей инфраструктуры. А ведь именно там добывали значительную часть угля, на котором работает большинство украинских ТЭС. В свою очередь, тот уголь, который добывается во Львовской и Волынской областях или в Польше, где его избыток, не подходит для украинских ТЭС. В результате Яценюк заявил, что Украина будет закупать уголь за границей, в том числе в ЮАР, но тут другая проблема — падающая гривна: ведь торговать придется в долларах.
Национальный банк Украины делает все возможное для того, чтобы остановить падение гривны и инфляцию. Одним из шагов, сделанных НБУ в этом направлении, стало пятикратное уменьшение предельной суммы иностранной валюты, которая может быть продана банком физическому лицу в течение суток. С 23 сентября на Украине обменять на иностранную валюту можно не больше 3 тысяч гривен. А купить, соответственно, лишь 210 долларов. В результате в ближайшем будущем украинцы рискуют остаться не только без света и горячей воды, но и без долларов. К тому же из-за тяжелого финансового положения страны Национальный банк Украины запретил банкам выплату дивидендов с 23 сентября.