Игорь БУНИН, гендиректор Центра политических технологий: «Россию и Крым в покое не оставят, не зависимо от шотландского референдума. Все дело в том, что тот референдум пройдет с разрешения британского правительства и на основе конституции королевства. Крымский же референдум проходил вопреки украинской конституции, и этим нас всегда будут попрекать.
Власти Великобритании пошли на волеизъявление в Шотландии, когда были уверены в своей победе: в том, что большинство шотландцев согласятся с логичными, рациональными доводами: «А как вы будете без нас? А что вы будете делать, на какую валюту планируете покупать еду? Как собираетесь выстраивать отношения с другими странами? Запутаетесь! Весь жизненный уклад придется переделывать... Вам станет от этого лучше жить?»
Но сторонники отделения Шотландии начали играть на патриотических эмоциях: килт, волынка, Вальтер Скотт... И эмоция на определенном этапе оказалась сильнее здравого смысла, чего в рассудочном Лондоне не ожидали.
И все-таки, когда танцы кончатся и нужно будет идти к урнам, я думаю, здравый смысл возьмет верх и референдум провалится. За отделение проголосуют не более 48%.
Но даже если он не провалится, Европа продолжит настаивать на том, что референдум в Крыму юридически нечист, поскольку проходил под контролем «вежливых людей» и, по ее мнению, вопреки конституции Украины.
Алексей МУХИН, гендиректор Центра политической информации: «Если референдум в Шотландии подтвердит желание народа отделиться от Великобритании, то это спровоцирует целый парад референдумов в самых разных странах ЕС. И тогда европейцам станет не до Крыма.
Но объективные основания для того, чтобы Европа признала независимость Крыма от Украины, возникли задолго до шотландского референдума. Речь о косовском прецеденте. Он, а также решение Гаагского трибунала о том, что отделение Косово от Сербии полностью соответствует международному праву, автоматически должны были узаконить и последующий референдум в Крыму об отделении от Украины и присоединении к России. Этого не произошло только «благодаря» двойным стандартам.
Шотландский референдум в плане двойных стандартов ничего не изменит, просто в случае победы вызовет такой «эффект домино» в Европе, что Россию очень надолго оставят в покое».
Михаил Зубов
СПРАВКА "МК"
Парламент Каталонии утвердил резолюцию, согласно которой референдум о независимости этой автономной области Испании пройдет 9 ноября. Эта дата была озвучена еще в декабре прошлого года, но официально ее утвердили лишь сейчас. Мадрид уже заявил, что не признает результаты подобного голосования. Помимо этого, по словам испанского премьер-министра Мариано Рахоя, действия шотландцев и каталонцев угрожают всему Евросоюзу. Напомним, что вопрос о независимости Каталонии поднимался еще на серии консультативных — неофициальных — референдумов 2009–2010 годах. По их итогам за независимость Каталонии высказались порядка 90% опрошенных. Предполагается, что на будущее голосование будет вынесен один вопрос: «Хотите ли вы, чтобы Каталония (ныне имеющая статус автономной области. — «МК») стала государством?». Если же голосующий ответит утвердительно, ему будет предложен подвопрос: «Вы хотите, чтобы это государство стало независимым?».
МЕЖДУ ТЕМ
1/5 — коэффициент ставок на то, что Шотландия останется в Соединенном Королевстве, 7/2 — на отделение страны. По данным издания The Mirror, несколько крупных ставок на то, что Шотландия не будет признана по итогам референдума независимой, сделал один из британских бизнесменов. Первые две ставки по 200 тысяч он сделал еще в июне. И хотя с того момента опросы показывали, что сепаратистские настроения в Шотландии лишь растут, мужчина дважды возвращался в букмекерскую контору William Hill, сделав еще три ставки на сумму в полмиллиона фунтов стерлингов. Таким образом, общая поставленная сумма составила 900 тысяч — наибольшая сумма в истории конторы, отмечает представитель William Hill Грэхам Шарп. С учетом коэффициента ставок на то, что Шотландия останется в Соединенном Королевстве, в случае выигрыша британец получит более одного миллиона фунтов.