Игорь БУНИН, гендиректор Центра политических технологий: «Самым простым и верным решением для Европы было бы сохранить «дамоклов меч» новых санкций над Россией, но не опускать его, а подождать еще несколько недель и посмотреть, что происходит на российско-украинской границе, и как идет перемирие на юго-востоке Украины. Только после этого принимать решение. Что этому помешало? Три психологических причины.
Первая: это выглядело бы, как 333-е китайское предупреждение, и вызвало бы раздражение у части европейской общественности: «Мы слабы, мы кажемся смешными», и так далее...
Вторая: Россия демонизируется в глазах еврообывателя, она воспринимается, как страна-угроза. Германия и Польша жалуются на сокращение поставок газа, а поскольку демон — это Россия, их общественность сразу знает виноватого и не желает разбираться, почему топлива стало меньше.
Третья: в этом году возникло страшное недоверие между Россией и ЕС. Что бы мы друг другу ни говорили — во всем видится засада.
Эти три психологических элемента заставили Европу, не смотря на активное сопротивление Венгрии, Чехии, Кипра, Словакии и умеренное сопротивление Финляндии, Италии и других, обсуждать и принимать решения о новых санкциях, выворачивая руки тем странам ЕС, которые от этого наиболее пострадают.
Петру Порошенко санкции против России нужны меньше всего. Для него страшно, если кто-нибудь подумает, что это он их выпросил. Как тогда ему выстраивать нормальные отношения с Путиным?».
Алексей МУХИН, генеральный директор Центра политической информации: «Нелогичность введения этих санкций лишний раз доказывает, что к ситуации на Украине они не имеют вообще никакого отношения.
Они связаны с беспрецедентным давлением, которое оказывает США на Европу, чтобы устранить геополитического конкурента в лице России. Вашингтон одного за другим «вызывает на ковер» лидеров стран, которые не хотят введения новых санкций против России, и ответных — против Европы.
Кстати, это давление со стороны президента Обамы на Европу стали критиковать уже и в США. Определенные политические круги очень опасаются, что если нажим на ЕС станет невыносимым, то Европа «взбрыкнет» и полностью выйдет из-под контроля США. Для финансовых элит Штатов это стало бы катастрофой.
Такое развитие событий только выгодно России, так что пусть Обама давит. Чем жестче будет давить Вашингтон, тем с большей доброжелательностью и вниманием Европа станет поглядывать на Москву.
Конечно, Петр Порошенко может попытаться использовать санкции против России, чтобы закрепить себя в качестве альфа-самца украинской политики: дескать, смотрите, как я наклонил Россию. Кто этого добивался до меня? Но — не уверен, что он так поступит. Это сделало бы его образ еще более трагикомичным. Порошенко не позавидуешь: он вынужден одновременно делать два взаимоисключающих трюка. «Гавкать» на Москву, чтобы его не причислили к «москалям» (а уже причисляют - за переговоры с Путиным, с ополченцами и подготовку законопроекта об особом статусе ДНР и ЛНР)... И в то же самое время — искать партнерства с Россией и договариваться с российским президентом».
Сергей МИХЕЕВ, гендиректор Центра политической конъюнктуры: «США разработали план санкций против России, который будет воплощаться в жизнь независимо от событий на Украине. Принято политическое решение.
Не будь Майдана и свержения Януковича, присоединения Крыма к России — он воплощался бы все равно. И мы должны понимать, что этот план будет, скорее всего, реализован. Все санкции, которые придуманы и возможны, постепенно примут: поводы найдутся.
Единственное, что мы можем сделать — это совместно с европейскими партнерами оттягивать сроки, и готовиться к последствиям. Я бы обратил внимание на многочисленные заявления с обеих сторон океана о том, что Европа рано или поздно будет закупать углеводороды у США. И Украина — просто удобно подвернувшийся под руку повод.
Порошенко здесь вообще не играет никакой роли. И, я думаю, не хотел бы играть, но это за него делают партнеры из США».