Кого спасут минские переговоры

Слишком много планов перемирия мешают договориться

5 сентября в Минске состоялось третье заседание трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на востоке Украины в формате «Украина—Россия—ОБСЕ». Отметим, что в этом формате Донецкая и Луганская республики — не сторона переговоров. Хотя в них и участвуют их представители.

На момент подписания номера результаты переговоров были еще не известны. Однако накануне ожидания были настолько велики, что оказывали влияние на колебания курса доллара. Петр Порошенко заявил о готовности отдать приказ Генеральному штабу о прекращении огня с 15.00, если на встрече будут подписаны документы о «поэтапной реализации мирного плана для Украины».

Слишком много планов перемирия мешают договориться

Такую же готовность выразили в совместном заявлении премьер-министр ДНР Александр Захарченко и глава ЛНР Игорь Плотницкий, которые лично должны были представлять в Минске интересы своих республик. Они сообщили, что отдадут приказ о прекращении огня в том случае, если на переговорах в Минске будет подписан план политического урегулирования. Представители мятежных республик собираются представить на переговорах свои предложения по гарантиям соблюдения режима прекращения огня сторонами конфликта. Армии ДНР и ЛНР готовы прекратить огонь только в том случае, если это сделают все украинские силовики. Напоминаем, что ранее представители ДНР и ЛНР заявляли, что прекратят огонь только после того, как все украинские силовики покинут территории их республик. Свидетельствует ли это заявление об изменении их позиции, пока говорить рано.

Какими же были позиции сторон накануне переговоров? Напомним, что Президент РФ Владимир Путин предложил свой мирный план по Украине из 7 пунктов. По его мнению, «в первую очередь необходимо прекратить активные наступательные операции вооруженных сил, вооруженных формирований ополчения юго-востока Украины на донецком и луганском направлениях». После этого следует «отвести подразделения силовых структур Украины на расстояния, исключающие обстрел населенных пунктов артиллерией и всеми системами залпового огня». План включает также международный контроль за соблюдением режима прекращения огня, исключение применения боевой авиации против населенных пунктов, обмен пленных по формуле «всех на всех», гуманитарные коридоры, восстановление разрушенных объектов.

«Гуманитарные» пункты плана вопросов не вызывают. Пункт о боевой авиации явно лишний, так как режим прекращения огня предполагает и исключение применения боевой авиации. Проблема — в другом. Где должна находиться «зона безопасности», о которой говорится в «плане Путина»? Как следует из пункта №2, это будут зоны вокруг населенных пунктов, от которых отведут украинские войска. При этом условие, что эти войска должны быть полностью выведены с территорий ЛНР и ДНР, отсутствует. То есть зоны безопасности могут быть созданы внутри этих республик, и именно туда будут введены международные наблюдатели? Вряд ли с этим согласится население Донбасса. Особенно в тот момент, когда ополчение ведет победоносное наступление на позиции украинской армии.

Вряд ли с этим согласится и Порошенко. Он считает, что зона безопасности должна быть создана на границе с Россией, и именно ее должны мониторить наблюдатели ОБСЕ. Это было частью его «мирного плана» еще в июне, этот план получил полную поддержку канцлера Германии Ангелы Меркель. Тогда Порошенко говорил о создании 10-километровой буферной зоны на границе с Россией. И нет никаких оснований считать, что его взгляды изменились. Он и сейчас провел телефонные переговоры с Меркель, в ходе которых заявил о необходимости введения «буферной пограничной зоны» и вывода всех иностранных (читай: российских) войск с территории Украины. Именно это он собирался вынести на переговоры в Минске. По мнению Порошенко, вопрос о суверенитете и неделимости Украины «не является предметом обсуждений».

О чем же в таком случае можно говорить с Порошенко? Понятно, что ему как воздух необходимо прекращение огня: ведь его армия терпит поражение. Ему надо, чтобы ополчение Донбасса прекратило наступление и разоружилось. Ведь когда он говорит, что «основой для начала мирного процесса на Донбассе должно стать прекращение огня и разоружение», он вряд ли имеет в виду, что разоружаться будет армия Украины. Тем более что все это происходит на фоне решения НАТО выделить Украине 15 миллионов евро и заявлений западных политиков о необходимости оказать украинской армии помощь оружием и специалистами.

Не удивительно, что к этим переговорам в Донецке и Луганске относятся с подозрением. Комбриг Алексей Мозговой и один из лидеров ДНР Павел Губарев высказали опасения, что в Минске может произойти «слив» Новороссии.

P.S. По итогам заседания контактной группы был подписан протокол о прекращении огня на Донбассе с 18.00 пятницы. В переговорах участвовали лидеры самопровозглашенных ДНР и ЛНР, а также представители ОБСЕ.

Сюжет:

Новая Украина

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру