Улан-Батор не случайно считается самой необычной азиатской столицей. Юрты здесь стоят не только посреди города, но и на пятом этаже президентского дворца (там состоялись переговоры Путина и Элбэгдоржа), а некоторые местные жители используют для поездки на работу лошадей. Кстати, в этом их активно поддерживает президент республики. Известны высказывания монгольского лидера, призывающего население пересаживаться на исконный для кочевников транспорт, чтобы не стоять в километровых пробках.
Впрочем, по случаю визита Владимира Путина никаких заторов на улицах Улан-Батора не наблюдалось, а сам Элбэгдорж экипировался вполне по-президентски: был и кортеж из лимузинов, и почетный караул, и огромное количество местных ФСОшников, к слову, прекрасно объясняющихся по-русски. Что касается дресс-кода, то он в президентском дворце оказался существенно строже, чем в Кремле. С кроссовками пришлось расстаться даже пришедшему с палочкой инвалиду. А журналистам - потратить командировочные тугрики на костюмные брюки.
В Улан-Баторе ожидали, что визит Владимира Путина разбудит спящую монгольскую экономику. Из-за спада промышленного производства в Монголии потребность в российских нефтепродуктах сокращается и, соответственно, снижается взаимный товарооборот. В 2013 году он упал почти на 16% до $1,62 млрд, а в этом году - еще на 13%.
Путин никакого чудодейственного "будильника" с собой не привез, но подписанные соглашения, по его мнению, будут стимулировать взаимодействие между двумя странами в торгово-инвестиционной, транспортной, энергетической, строительной и финансовых сферах. Среди приоритетных проектов - привлечение РЖД к модернизации монгольской железной дороги и участие российских компаний в строительстве местной ТЭЦ.
Всего по итогам переговоров было подписано 15 документов, включая соглашения о безвизовом режиме (как уже сообщалось, россияне смогут без виз находиться в Монголии в течение 30 дней) и о военно-техническом сотрудничестве на безвозмездной основе (оно было заморожено в 2004 году). По просьбе Элбэгдоржа ВВП пообещал снять ограничение на ввоз продукции животноводства в РФ: сейчас выращенное на монгольских пастбищах мясо не пропускает Роспотребнадзор.
Культурная программа визита включала участие Владимира Путина в торжественных мероприятиях по случаю 75-летия победы на Халхин-Голе. Сражение, которому в российских учебниках посвящены от силы два абзаца, считается ключевым событием в истории Монголии после правления Чингисхана. Все основные доминанты Улан-Батора посвящены либо великому покорителю народов, либо защитникам монгольской границы от посягательств империалистической Японии.
Однако Владимир Путин возложил цветы к другому памятнику: маршал Победы - Георгий Жуков - свой полководческий талант впервые проявил как раз на Халхин-Голе, получив за это сражение первую звезду Героя Советского Союза. Ее, а также другие подлинные награды Жукова, ВВП показали в улан-баторском музее полководца.
Отдать реликвии на хранение монголам в свое время решили Центральный музей Вооруженных сил СССР (в России остались искусно выполненные муляжи) и семья военноначальника: дочери во время Халхин-гола жили в ставке вместе с отцом и сохранили привязанность к Улан-Батору.
Благодаря им в экспозиции также появился военный мундир Жукова (впрочем, монгольский военный атташе, которого отправили забирать подарок, совершил оплошность: вместо кителя военного времени выбрал одежду поновее, которую маршал носил уже после Победы).
Владимиру Путину также показали картину Непринцева "Отдых после боя", написанную художником лично для Сталина. Полотно некоторое время повисело в Кремле, откуда чуть было не отправилось в коллекцию Мао Цзедуна (потом для великого кормчего сделали копию), но в один прекрасный момент Сталин решил подарить его Жукову, а тот в 1974 году, передарил Цеденбалу. Сейчас таких картин три - в Москве, в Китае и в Монголии.