Самолет министра, который в пятницу около 17.00 мск. взлетел с аэродрома в Банска Быстрице, находился в воздухе не больше часа. О том, что самолет направляется не в Россию, большинство журналистов, находящихся на борту, поняло только после того, как лайнер пошел на снижение, а в иллюминаторах можно было наблюдать пейзажи, явно не относящиеся к Среднерусской возвышенности.
Польская «шпилька»
После приземления в аэропорту Братиславы самолет отогнали на дальнюю стоянку и, по-видимому, на всякий случай выставили неподалеку от лайнера полицейскую машину. Стало известно, что Польша не дала разрешения на пролет борта министра обороны.
Журналисты, настроив на телефонах навигаторы, выяснили, что альтернативных маршрутов всего два. Один северный — через Чехию, Германию, а затем пролет вдоль Балтийского моря до российских границ и далее в Москву. По времени «северная» альтернатива занимала около пяти-шести часов. Не радужнее виделся и южный альтернативный маршрут — через Венгрию, Румынию затем вдоль Черного моря до российского Крыма и далее в Москву. Выходило также не меньше 5–6 часов. Поняв, что вечер пятницы придется провести в самолете, а не по дороге на дачу или в семейном или дружеском кругу, члены журналистского пула стали вспоминать дальних и ближних родственников польских официальных лиц, принявших такое решение.
— Ладно только пролет запретили, а ведь могли и яблоком в иллюминатор кинуть, — шутили журналисты.
Кстати, члены военной делегации, находившиеся на борту, сохраняли удивительное хладнокровие и не комментировали в негативном ключе действий польской стороны.
— Ситуация под контролем, ведутся переговоры, надеемся, в скором времени будет получено разрешение на пролет, — таков был дежурный ответ на все вопросы журналистов.
Словаки против антироссийских санкций
А начиналось все очень оптимистично. Утром в пятницу министр обороны РФ Серей Шойгу прибыл в живописный городок Банска Быстрица, находящийся в центре Словакии, в предгорьях Татр. На аэродроме главу российского военного ведомства встречали на высшем уровне — у трапа была расстелена красная дорожка, которую до выхода российского министра лихорадочно подметал словацкий военный, выстроен почетный караул. Но, наверное, больше, чем формальные почести, запомнились стоявшие вдоль дороги словаки, которые встречали подъезжающий к центру города кортеж радостными возгласами, аплодисментами, российскими и словацкими триколорами. Сергей Шойгу вместе со своим словацким коллегой Мартином Глвачем открыл в музее Словацкого национального восстания выставку «Победа», организованную при участии Центрального музея Вооруженных сил РФ и Центрального музея Великой Отечественной войны.
В своем выступлении Шойгу подчеркнул, что военное значение Словацкого национального восстания трудно переоценить: «Оно на два месяца сковало до восьми дивизий противника, сорвало его планы превратить Словакию в бастион своей обороны. Немецкие войска потеряли более 10 тысяч человек убитыми». Министр напомнил, что активную помощь восставшим оказывал Советский Союз. После открытия выставки Шойгу пообщался со словацкими ветеранами и от имени Президента РФ Владимира Путина пожелал им крепкого здоровья, а их стране — процветания. На концерте, который начался сразу после открытия выставки, премьер-министр Словакии Роберт Фицо выступил с достаточно смелыми для страны, входящей в Евросоюз, заявлениями. Он назвал экономические санкции против России, основанные на непроверенных данных, несправедливой мерой воздействия и пообещал, что Словакия на субботней встрече с представителями ЕС выступит против принятия очередных санкций в отношении России. Как выяснилось позже, свое слово премьер сдержал.
Затем Шойгу отправился в город Зволен, где расположено центральное военно-мемориальное кладбище Красной Армии. По данным Минобороны России, на кладбище захоронено 17 280 воинов, из которых известных — 1776 человек. Здесь он вместе со своим словацким коллегой возложил цветы к мемориалу павшим воинам и отправился на аэродром, чтобы улететь в Москву.
Пролет разрешен
Но вернемся в Братиславу. Через некоторое время к самолету подъехал заправщик и стал закачивать топливо в недра машины.
— Ну раз так, значит, скоро полетим, — констатировал один из членов экипажа.
Стало понятно, что в ходе переговоров, которые длились около двух часов, российская сторона сумела найти убедительные аргументы, чтобы борт министра проследовал над Польшей. Около 20.50 мск. самолет оторвался от взлетной полосы аэропорта в Братиславе и взял курс на Москву. Вопрос «зачем Польше понадобился подобный демарш», наверное, останется без ответа. Сначала разрешить пролет самолета в одну сторону, а затем запретить его возвращение, ссылаясь на то, что статус рейса был несогласован… Напоминает детскую обиду и желание немного напакостить в ответ на наказание взрослого.
Внешнеполитическое ведомство России пообещало, что действия Варшавы не останутся без соответствующей реакции с нашей стороны. Там отметили, что «лишь после энергичного демарша с нашей стороны польские власти согласились подтвердить действие ранее выданного ими разрешения на пролет над территорией Польши». «Сами по себе такие действия не могут квалифицироваться иначе как грубое нарушение норм и этики межгосударственного общения, а в контексте непосредственно празднований в Словакии — как кощунственная выходка против исторической памяти и заслуг тех, кто спас Европу от фашизма», — подчеркнули в МИД РФ.